Авторское и смежное право кратко

Законодательство об авторском праве и смежных правах

Авторское и смежное право кратко

Закон об авторском праве и смежных правах в Российской Федерации закрепился отдельной главой в гражданском кодексе, обособленным нормативно-правовым актом и специальным законом, регулирующим данные баз ЭВМ и тип их работы.

Как видно из представленных данных, указанная отрасль права довольно сложная, поскольку конкретного и четкого указания на то, что считается интеллектуальной собственностью, нет. Есть только общие понятия — «результаты деятельности науки и искусства».

Для того, чтобы отнести результат трудов человека к объекту авторского права необходимо признать за конкретной личностью авторство и закрепить в виде собственности.

Понятие объекта по закону об авторстве

Защита авторских и смежных прав распространяется на все произведения в области культуры, музыки, искусства и кинематографии. Однако точного перечня и признания конкретной вещи именно объектом авторского права не существует.

Это сделано для того, чтобы в будущем, в связи с появлением новых технологий не потребовалось дополнительно вносить изменения или создавать конкретные прецеденты.

Однако сферы деятельности прописаны, что облегчает задачу и упрощает процесс закрепления соответствующих прав.

На сегодняшний момент существует определенный перечень объектов, которых законодательство уже определило, как объекты авторских и смежных прав и применяет к ним соответствующие последствия использования:
  1. Книги и иные печатные издания;
  2. Наименования и секреты производства;
  3. Фильмы и визуализированные аудиозаписи;
  4. Программы, созданные компьютерами и иной техникой подобного уровня, а также сведения баз данных;
  5. Архитектурные произведения;
  6. Фотографии и изобразительное искусство;
  7. Произведения аудио творчества и фонограммы для песен.

Как видно из норм ФЗ Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» перечень является открытым, то есть окончательно не утвержденным. При появлении новых результатов творчества людей этот список будет пополняться. То есть главным признаком отнесения вещи или предмета к результатам авторства должно быть непременно творчество или интеллектуальная деятельность.

Отличие автора от правообладателя и их связь

Защита авторских и смежных прав осуществляется только в отношении правообладателя. Однако понятие «автор» многие граждане трактуют неверно. Из-за этого некоторые судебные разбирательства заканчиваются проигрышем для вроде бы правой стороны судопроизводства.

В соответствии с федеральным законодательством автором необходимо считать гражданина, который в результате своей творческой  или иной деятельности создал новый проект, аудиозапись, книгу и иное произведение.

То есть первоначально субъекты авторского права и смежных прав объединяются одним и тем же понятием.

Однако далее, в результате гражданских отношений и в соответствии с действующим ФЗ создатель интеллектуальной собственности может продать, подарить, наследовать свое исключительное право на созданный объект.

Таким образом, появляется правообладатель, юридическая сущность которого заключается в возможности распространять и иным образом использовать указанные средства интеллектуальной деятельности. То есть непосредственный автор теряет возможность распоряжаться тем, что создал.

К тому же, если произведение было создано двумя и более лицами, они считаются соавторами. И тогда, только с согласия каждого из участников подобный предмет может быть передан в другие руки без нарушения закона РФ об авторском праве и смежных правах, а также некоторых норм уголовного кодекса.

Типы авторства

Закон РФ предусматривает несколько видов юридических возможностей и свобод, которыми может обладать лицо (либо организация) в указанной области:

  1. личное:
    • авторство — установление права собственности на объект;
    • свобода имени — возможность подписания своих произведений в виде имени или псевдонима;
    • неприкосновенность третьих лиц, в том числе невозможность изменить текст или какую-либо деталь, программу;
    • право на сохранение тайны произведения, без дальнейшей его публикации.
  2. исключительное:
    • распространение путем передачи в сеть «Интернет», телевидение и радиовещание;
    • возможность изменять, дополнять и менять конструктивное решение с последующим внесением изменений в документацию;
    • деятельность по обнародованию и передачи произведения для использования третьими лицами в личных целях;
    • юридическая свобода ввоза и вывоза объекта за границы территории РФ, если это не противоречит иным нормативным актам.

Появление права на произведение

Создание и коллективное управление авторскими и смежными правами должно быть отражено соответствующим документом, при отсутствии которых способы защиты авторских и смежных прав уже не действуют, поскольку отсутствует право собственности.

Именно поэтому прежде, чем обнародовать какое-либо произведение необходимо обратиться в территориальное управление организации, которая занимается вопросами интеллектуальной собственности. Там получается патент, либо иной документ, который впоследствии будет доказательством авторства конкретного лица к конкретному произведению.

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав у третьих лиц возникает с момента установления лица являющегося автором и отсутствия факта передачи исключительного права какому-либо иному лицу.

Нарушение авторских прав

В соответствии с уголовным законодательством, а именно со ст. 146 нарушение авторских и смежных прав ответственность довольно серьезная и рассматривается в совершенно другом порядке, в отличие от гражданско-правовых споров.

Статья предусматривает диспозицию, то есть условия, нарушающие право лица на использование личной интеллектуальной собственностью, и санкцию, то есть наказание, предусмотренное действующим законодательством.

Нужно дополнительно отметить, как человек может нарушить авторское или иное смежное право другого лица. При этом выделяют несколько действий:

  • Использование незаконных (контрафактных) изданий, в нарушение ФЗ «Об авторстве»;
  • Использование незаконно полученной информацией, в том числе посредством социальных сетей, например уК или фейсбук, сайтов, телевизионных передач в соответствии с уголовным кодексом и ФЗ об авторском праве;
  • Использование объекта без согласия соавторов или же долевых правообладателей. При этом в ФЗ предусмотрено ответственность за каждый вид деятельности, признанного частью авторского права.
  • Использование и распространение предмета творчества в той же форме, но под именем другого автора (плагиат) в нарушение установленных норм ФЗ.

При этом отягчающими обстоятельствами будет применение должностного положения, либо преступление, совершенной группой лиц, в том числе по предварительному сговору. Важно понимать, что ответственность колоссальная и наказание зависит от степени вины нарушителя.

Срок действия и распространение авторства

Законом установлены следующие сроки действия юридических свобод авторов:

  • Авторство сохраняется на всю жизнь создателя объекта, а при его смерти переходит соответственно к его наследникам;
  • Исключительным правом правообладатель пользуется на протяжении всей жизни автора и в течение 70 лет после его смерти;
  • Смежные права определяются условиями договора или периодом жизни автора или последнего соавтора.

Из вышеперечисленного следует, что в случае с правом авторства нужно быть максимально осторожными. Коллективное управление авторскими и смежными правами должны быть полным, без нарушения свободы других соавторов и в соответствии с действующими нормами ФЗ, касающихся, в том числе особенностей передачи прав и непосредственно самого произведения.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/zakonodatelstvo-ob-avtorskom-prave-i-smezhnyh-pravah

Авторское право и смежные права

Авторское и смежное право кратко

Понятие и источники авторского права. Авторское право является одним из четырех институ тов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной соб ственности».

Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты: ◊ смежных прав; ◊ патентного права; ◊ средств индивидуализации участников гражданского обо рота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг). Объекты этих институтов являются результатами интел лектуальной деятельности.

Совокупность исключительных прав на объекты, являющие ся результатами интеллектуальной деятельности, принято назы вать интеллектуальной собственностью. Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном.

Авторское право в объективном смысле — это совокуп ность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использова ния произведений трех видов: науки, литературы и искусства.

Авторское право в объективном смысле – совокупность правовых норм, установленных в за конном порядке компетентным органом власти, ре гулирующих общественные отношения, которые распространяются на обнародованные и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, и являются результатом творческой деятельности, а также отношения, связанные с ис пользованием результата творческой деятельности автора. Авторское право в субъективном смысле – личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произве дения литературы, науки и искусства. Смежные права — совокупность норм, регулирующих отно шения, возникающие в связи с созданием и использованием че тырех объектов: › фонограмм; › исполнений; › постановок; › передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Смежные права регулируются тем же законом, что и автор ское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произ ведений науки, литературы и искусства, в один институт — «ав торское право». Авторскому праву в объективном смысле присущи опреде ленные функции и принципы. Функции (задачи) авторского права: ≈ стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; ≈ создание условий для использования авторских произве дений в интересах общества. Назначение авторского права — охрана прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства. Принципы авторского права: = свобода творчества; = сочетание личных интересов автора с интересами обще ства; = неотчуждаемость личных неимущественных прав; = свобода авторского договора. Источники авторского права К источникам авторского права относятся: 1) Законы: – Российские; – Международные. 2) Подзаконные акты: а) постановления Правительства РФ; б) положения, принятые Правительством РФ; в) нормативные акты министерств и ведомств. г) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит ражного судов. 3) Локальные акты: а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства); б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Объекты авторского права. Авторское право распространяется на объек ты, существующие в какой-либо объективной фор ме: письменной, устной, звукозаписи или видеоза писи, изображения, объемно-пространственной и др. Часть произведения может использоваться самостоя тельно и признается объектом авторского права.

При этом авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право распространяется на произведения науки, ли тературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произве дения, а также способа его выражения.

Кроме того, подчерки вается, что законом охраняются как обнародованные произве дения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. Произведение — это совокупность идей и образов, получив ших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Объектами авторского права признаются лишь такие про изведения, которые обладают предусмотренными законом при знаками: творческий характер про изведения и объективная форма его выражения. Творчество — деятельность человека, порождающего не что качественно новое и отличающееся неповторимостью, ори гинальностью и уникальностью.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значи мость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной (ру копись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (ме ханической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.

), изображе ния (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специаль ного оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвен ции об авторском праве 1952 г.

на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, кото рый состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окруж ности: (с); имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Объектом авторского права является как произведе ние в целом, так и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

Объекты авторского права: 1) литературные произведения (включая программы для ЭВМ); 2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; 3) хореог рафические произведения и пантомимы; 4) музы кальные произведения с текстом или без текста; 5) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и дру гие кино- и теле- произведения); 6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; 7) произведения де коративно-прикладного и сценографического искус ства; 8) произведения архитектуры, градострои тельства и садово-паркового искусства; 9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 10) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; 11) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); 12) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). Не являются объектами авторского права: 1) официальные документы (законы, судебные ре шения, иные тексты законодательного, админист ративного и судебного характера), а также их офи циальные переводы; 2} государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); 3) про изведения народного творчества; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Субъекты авторского права. Субъекты авторского права – лица, которые обладают субъективным правом автора на резуль тат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обладателями авторского права могут быть рос сийские граждане, иностранцы, лица без граждан ства, их наследники и иные правопреемники (неза висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные ав торские права возникают у автора в результате фак та создания произведения.

Его права в юридической литературе называются первоначальными. Важнейшими субъектами авторского права являются авто ры произведений — лица, творческим трудом которых созда но произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособ ности.

Авторские права у создателя произведения возникают сра зу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми, с момента создания произведе ния в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, незави симо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и само стоятельное значение. Та кие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и со ответственно два вида соавторства — нераздельное и раз дельное. При нераздельном соавторстве произведение, создан ное двумя и более соавторами, представляет собой неразрыв ное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При раздельном соавторстве коллективное произведение явля ется единым, однако оно состоит из частей, имеющих самосто ятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов со зданы эти части. Субъектами авторского права после смерти автора становят ся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

Авторские права наследников ог раничены установленным законом сроком, в частности, они дей ствуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 янва ря года, следующего за годом смерти. Кроме наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произве дений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

и осуществление авторских прав.

Источник: https://studopedia.ru/9_133910_avtorskoe-pravo-i-smezhnie-prava.html

Авторские и смежные права в качестве одной из частей интеллектуальной собственности

Авторское и смежное право кратко

Для человека всегда важно было творить, изобретать, писать. Общество развивалось, и потребность совершенствования технических средств производства становилась все больше. В конце концов, это повлияло на создание более комфортных условий жизнедеятельности.

Развитие интеллекта стало стимулом появления живописи, музыки, архитектурных памятников, градостроительства и т.д. Со временем появление произведений укоренилось в гражданском обороте, приобрело экономическую ценность.

Поэтому сегодня результат интеллектуальной деятельности востребован и стоит на первых позициях в экономических показателях.

Определение 1

По мнению П. Н. Бирюкова, интеллектуальная собственность – это установленные правовые нормы права лица на результат интеллектуальной деятельности.

Ученые при изучении темы интеллектуальной собственности пробовали исследовать тему и определить понятие. Так, по мнению Л. Н. Бороховича, А. А. Монастырской и М. В. Троховой, в состав интеллектуальной собственности входят не только авторские права, а также права на промышленную собственность, но и права на средства индивидуализации различных продуктов и услуг.

Юридическая литература содержит еще одно мнение по поводу интеллектуальной собственности.

Определение 2

Интеллектуальная собственность – это нематериальный объект авторского и патентного права, обозначая их «промышленной собственностью» или «литературной собственностью».

Но следует отметить, какое-либо произведение, которое охраняется авторским или патентным правом, наделено особенностями духовного характера, позволяющим отождествлять его с вещью. При материальном воплощении образов и идей «вещь» становится настолько условной, что право на объект любых творческих произведений следует назвать «интеллектуальным правом».

Для авторского и патентного права, особый объект которых – творческое произведение, свойственно регулировать эти отношения весьма необычно. В итоге, невозможно сравнить нормы о праве собственности и нормы интеллектуального права.

Замечание 1

Важно помнить, для правового режима охраны нематериального объекта свойственно осуществлять аналогичную функцию, что и для права собственности материального объекта (вещи), то есть устанавливает абсолютное право, которое дает возможность субъекту ввести объект в хозяйственный оборот.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

При предоставлении авторам, которые создают творческий интеллектуальный продукт, субъективного исключительного права на данный продукт, законодатель начинает поощрять этим производство интеллектуальной деятельности физических лиц, которые создают для социума произведения литературы, науки, искусства, а также другие результаты интеллектуальной деятельности, которые являются исключительными правами, стимулирует творческий потенциал участника интеллектуальной работы, признает данный вид деятельности общественно полезным трудом, который приносит моральное удовлетворение писателю, музыканту, художнику, ученому, изобретателю и любому другому творцу интеллектуального результата.

Различия между правом интеллектуальной собственности и правом собственности

Ключевая особенность исключительного права в направлении интеллектуальной деятельности – это непосредственно характер производимой деятельности, иными словами, интеллектуальность. Исходя из этого, важно видеть различия между правом интеллектуальной собственности и правом собственности.

Определение 3

Правом собственности является синтез правовых норм, которые регулируют отношения собственности в социуме. При нарушении же данных норм следуют принудительные санкции государства.

А право интеллектуальной собственности не разновидность права собственности. Важно понимать, что это два совершенно разных понятия. Интеллектуальная собственность – это право на результат интеллектуальной деятельности, иными словами на нематериальный объект, а право собственности является частью вещных прав.

Авторские и смежные права

Авторское право занимает важное место в направлении интеллектуальной собственности. Ему отводится гл. 70 ч. 4 ГК РФ. В п. 1 ст.

1255 ГК РФ говорится о том, что интеллектуальное право на произведение литературы, науки, искусства является авторским правом.

Исходя из этого авторское право – это и общность правовых норм, которые регулируют отношения при создании, использовании и охране результатов науки, искусства и литературы.

Помимо авторских есть еще и смежные права. В большинстве случаев в основе авторских и смежных прав лежит использование объектов авторского права, но, несмотря на это, у них есть самостоятельная охрана, так как их результат – это творческая работа.

Замечание 2

Ст. 1225 ГК РФ закрепляет охраняемые объекты интеллектуальной собственности. Важно помнить, что не все результаты интеллектуальной работы воспринимаются в качестве интеллектуальной собственности. Ими являются лишь те объекты, которым присущи определенные признаки.

Среди ключевых признаков интеллектуальной собственности выделяют:

  • выражение в объективное форме;
  • отвечать требованиям, которые предусмотрены действующим законодательством по теме интеллектуальной собственности;
  • результат деятельности должен иметь документальное подтверждение, например, свидетельство о государственной регистрации.

В качестве стимула развития интеллектуальной работы для государства важно обеспечивать определенные условия для авторов, при которых автор будет знать, что он защищен. Сегодня в качестве таких условий можно воспринимать закрепление результатов интеллектуальной деятельности личных неимущественных и исключительных прав.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/avtorskoe-pravo/avtorskie-i-smezhnye-prava/

Авторские и смежные права

Авторское и смежное право кратко

Творческая деятельность сама по себе достаточно отдалена от юриспруденции и не опосредуется какими-либо формально определенными правилами поведения. Однако результаты подобной деятельности, в свою очередь, уже нуждаются в соответствующей юридической защите, на которую направлена относительно самостоятельная подотрасль гражданского права – авторское право.

Определение рассматриваемой сферы правового регулирования в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Авторское право – совокупность обязательных гражданско-правовых предписаний, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение отношений по признанию авторства и охране научных и литературных произведений, а также произведений искусства, и установлению режима их использования, регламентации правового статуса авторов произведений и иных правообладателей, и т. д.

Из анализа содержания приведенного определения можно сделать вывод о том, что авторское право выступает весьма сложной и многогранной сферой правового регулирования, основные направления деятельности которой опосредуются выполняемыми авторским правом функциями. В этой связи, для целей проведения наиболее полного анализа авторского права, представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике его функций, в числе основных из которых выступают:

  1. Функция признания авторства и охраны произведений. Рассматриваемая подотрасль гражданского права призвана устанавливать охрану произведений науки, литературы и искусства с момента их создания;
  2. Установление режима использования произведений – то есть упорядочение вопросов о том, кто и на каких условиях управомочен использовать произведение, находящиеся под охраной авторского права. Так, в частности, только обладателю авторского права принадлежит исключительное право на использование произведение, в то время как все иные третьи лица управомочиваются на использование произведения только с согласия обладателя исключительных авторских прав;
  3. Наделение авторов произведений личными имущественными и неимущественными правами, а также их защита.

Виды авторских прав

Как было отмечено выше, по свойству экономического содержания авторские права могут подразделяться на личные неимущественные и имущественные, притом, что последние могут в силу закона, договора, или иного законного основания, принадлежать любым субъектам авторского права.

В свою очередь, неимущественные права могут принадлежать исключительно авторам соответствующих произведений, независимо от имущественных прав, и, более того, сохраняются даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Переходя к более подробной характеристике видов авторских прав, следует обратить внимание, что к числу неимущественных авторских прав, в соответствии с действующим законодательством относятся:

  • Право авторства – ключевое неимущественное право, содержание которого состоит в основанной на факте создания произведения возможности лица признаваться его автором (создателем);
  • Право на имя – возможность автора использовать (разрешать использовать) произведение под собственным подлинным именем, либо без такового – под псевдонимом или анонимно;
  • Право на обнародование – законодательно гарантируемое правомочие автора обнародовать самостоятельно или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Притом, что никто кроме автора не вправе осуществлять действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения;
  • Право на защиту репутации автора – право защищать произведение от любого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя соответствующего произведения.

Говоря о конкретных видах личных имущественных авторских прав, следует отметить, что к числу таковых относятся:

  1. Право на использование произведения в любой форме и любым способом;
  2. Право на воспроизведение – то есть изготовление одного и более экземпляров данного объекта авторских прав;
  3. Право на распространение, которое может быть реализовано различными способами, однако наиболее распространенными из них выступает продажа экземпляров произведения или его сдача в прокат;
  4. Право на импорт, то есть ввоз из иностранных государств экземпляров произведений для целей распространения последних;
  5. Право на публичный показ и публичное исполнение, передачу в эфир, перевод, переработку;

Понятие и общая характеристика смежных прав

Наряду с авторским правом, обеспечению юридической защиты интересов правообладателей некоторых объектов интеллектуальной деятельности, призвана совокупность законодательно установленных смежных прав.

Более того, анализ действующего законодательства в соответствующей сфере позволяет сделать вывод о том, что смежные права как институт гражданского права призваны выполнять те же функции, что и авторское право, однако в отношении особой категории объектов.

Так, в числе объектов смежных прав, как отличительном признаке соответствующей категории, в настоящее время выделяют:

  1. Фонограммы – то есть звуковые записи исполнений (а равно иных звуков или их отображений), кроме записей, выступающих составным элементом аудиовизуальных произведений;
  2. Сообщения передач эфирного и кабельного вещания, созданные как самой организацией соответствующей вещания, так и по ее заказу;
  3. Базы данных, в части, необходимо для их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования;
  4. Обнародованные и перешедшие в общественное достояния произведения науки, литературы и искусства, в части охраны прав публикаторов соответствующих произведений;
  5. Исполнения артистов, дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том случае, когда соответствующие исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение.

Подводя итог проведенному исследованию содержания, признаков и особенностей авторских и смежных прав, следует сделать вывод о том, что соответствующие начала правового статуса авторов (а равно иных правообладателей), играют большую роль в обеспечении их прав, а также имущественных и неимущественных законных интересов, поскольку предоставляются действительную юридическую защиту в обозначенной сфере.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/avtorskie_i_smezhnye_prava/

Объекты авторского права и смежного права

Авторское и смежное право кратко

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты.

Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина.

Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е.

правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие.

Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными.

Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными.

При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст.

6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права.

Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств.

Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры.

Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве.

Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права.

Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся.

Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения.

Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем.

Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

Источник: https://www.ippro.ru/v-i-o/ob-ekty-avtorskogo-prava-i-smezhnogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.