Авторское право на музыкальные произведения

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Авторское право на музыкальные произведения

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав – например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять “кто есть кто”, кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на “часть” музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей “части” песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) – композитор,
  • авторские права на текст (слова) – поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже “украшенная” музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) – переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки – музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) – певец,
  • смежные права на фонограмму – изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав – что, как правило, и имеет место быть) – иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

“Отказ от прав” должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком “отказе” будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с “такими” сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и “свободных” библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная “вставка”, на которую у Вас нет прав, автор такой “вставки” может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 133983.

Источник: https://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/oformlenie-avtorskih-prav-v-dogovore

Авторские права на музыку

Авторское право на музыкальные произведения

Законодательство РФ и международные акты относят музыкальные произведения к охраняемым объектам авторского права. В зависимости от условия творческого процесса, защита будет предоставлена не только композитору, сочинившему произведение, но и автору слов, а также музыканту. О вариантах и способах подтверждения прав на такое творение расскажем в этом материале.

Основания возникновения прав

Под музыкальным произведением понимается сочетание нот, которое стало результатом творческой деятельности композитора. При этом музыка может быть представлена в следующих формах:

  • в виде самостоятельного звукового ряда, т.е. непосредственно музыкальное произведение;
  • музыка с использованием текста, т.е. песня;
  • часть более сложного объекта – звуковое сопровождение кинофильма, театральной постановки, хореографического танца и т.д.;
  • исполнение музыкального произведения или песни – композитор может сам исполнять свое произведение и фиксировать его на аудио- или видеозаписях, т.е. может признаваться и исполнителем.

Перечисленные формы выражения звука будут иметь ключевое значение для субъектного состава авторских и смежных прав. Прежде всего, на саму музыку, выраженную в форме нотной записи или звукового исполнения, возникают права у композитора. Он приобретает личные и имущественные права сразу с момента создания произведения.

Помимо авторства композитора на музыку, личные и имущественные права могут возникать по следующим направлениям:

  • у соавтора музыки, если произведение было создано творческим трудом нескольких лиц;
  • у автора текстового ряда песни;
  • у исполнителя произведения – певца, музыканта или самого композитора;
  • у лиц, создавших кинофильм или иной сложный объект – в этом случае у композитора сохраняться личные права на музыку, даже если он передаст имущественные права по договору.

Музыкальное авторское право не предусматривает возможности зарегистрировать права на музыку. Поэтому композитору или музыканту предстоит подтвердить свои права на авторство и обеспечить доказательства на случай возможного спора. Для этого могут использоваться следующие варианты:

  • депонирование экземпляра нотной записи или материального носителя с музыкой в авторских обществах – например, в России это можно сделать через РАО;
  • удостоверить факт создания нового творения через нотариат;
  • публично воспроизвести музыку или нотную запись с размещением знака правовой охраны – в отношении оригинала музыки можно использовать символ «С» в окружности, а для охраны исполнения применяется символ «Р» (также, в обоих случаях указывается имя или псевдоним автора, год первой публикации).

При возникновении споров об авторстве на музыку, закон отдает приоритет произведению, которое было обозначено знаками правовой охраны.

Права могут возникать и по договору авторского заказа. В этом случае композитор сочиняет музыку под требования, указанные заказчиком в договоре (например, для звукового сопровождения фильма, спектакля и т.д.). После сдачи готовой работы и выплаты вознаграждения автору, имущественные права перейдут к заказчику, однако за композитором сохранится право на имя и авторство.

Смежные права носят вторичный и производный характер от авторства. Композитор вправе самостоятельно исполнять произведение и приобретет смежные права на фонограмму.

Возможен и вариант с передачей права исполнения другим лицам – музыкантам, певцам и т.д.

В этом случае у исполнителя возникнет только смежное право, а композитор может давать свое разрешение для исполнения за вознаграждение или на безвозмездной основе.

Как защищаются права на музыку

Личные и имущественные права автора защищены законом. Режим правовой охраны дает возможность:

  • защищать право на имя и авторство, в том числе путем оспаривания плагиата через суд;
  • самостоятельно принимать решение об опубликовании музыкального произведения, либо оставить его неопубликованным;
  • использовать музыку в собственных целях – для издания на материальных и цифровых носителях, для распространения в сети интернет и т.д.;
  • передавать права иным лицам – по договору уступки, лицензионному соглашению или авторскому заказу;
  • использовать все возможные способы защиты от нарушений – нелегального воспроизведения или исполнения без согласия композитора, выпуска материальных носителей с музыкой без разрешения автора или оформленной лицензии, размещения музыки в свободном доступе через интернет.

За любой факт нарушения музыкант вправе взыскать вознаграждение, убытки или  компенсацию, а также предъявить требование о конфискации контрафакта или удаления нелегального контента в сети интернет. Если произведение было приобретено на законных основаниях, приобретатель может использовать его для личных некоммерческих нужд (например, воспроизводить дома).

Приобретатель может использовать и защищать только имущественные права. При наличии законных оснований (например, оформленного лицензионного соглашения), правообладатель может исполнять музыку или выпускать в продажу материальные носители в пределах своих правомочий.

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83

Музыкальные произведения как объекты авторского права

Авторское право на музыкальные произведения

Горшунов, А. А. Музыкальные произведения как объекты авторского права / А. А. Горшунов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/5002/ (дата обращения: 09.03.2021).



Вданной статье исследуются музыкальные произведения как объекты авторского права. Автор проводит исследование особенностей, объективного выражения музыкальных произведений. Выявлены проблемы и представлены пути их решения.

Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, объекты авторского права, мелодия, гармония, ритм, механические ноты, MIDI-файлы.

This article examines musical works as objects of copyright. The author conducts research on the features and objective expression of musical works. Problems are identified and ways to solve them are presented.

Key words: copyright, musical works, copyright objects, melody, harmony, rhythm, mechanical notes, MIDI files.

На сегодняшний день наиболее распространенным объектом авторского права являются музыкальные произведения. Признание их в качестве таковых закреплено в четвертой части Гражданского кодекса РФ, а именно п. 1 ст. 1259 ГК РФ отмечает, что к объектам авторских прав относятся музыкальные произведения с текстом или без текста [1].

Бернская конвенция [2] содержит только общий термин «литературные и художественные произведения», в который входят и другие виды произведений, в том числе музыкальные сочинения с текстом либо без такого, следовательно, на музыкальные произведения распространяются все основные положения указанной Конвенции.

Однако и в отечественном законодательстве отсутствует определение термина «музыкальное произведение», в прочем, как и «произведение» в целом. Если в юридической литературе и теории авторского права раскрывается термин «произведение», то «музыкальное произведение» — нет.

Причины отсутствия легального определения в законодательстве объясняется тем, что такая категория, как «музыкальные произведения» является изменчивой, и в дальнейшем определение может создать проблемы в правоприменительной практике.

Считаем, что само музыкальное произведение, как категория, измениться не может, и не меняется на протяжении всего времени, то есть элементы (мелодия, гармония и ритм) — неизменны.

Новеллы зачастую касаются способов создания ритма, мелодии и гармонии, но не музыкального произведения в целом.

Для того, чтобы предложить авторское определение, необходимо указать, что же такое «музыка». В Музыкальном энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Музыка является искусством интонации, художественным отражением действительности в звучании» [3].

Согласно Музыкальной энциклопедии музыка — «это вид искусства, отражающая действительность и воздействующая на человека с помощью осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, которые состоят в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что под музыкальным произведением понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения должны быть выражены в объективной форме [5].

Так, это может быть письменная (записанные на бумаге либо другом носителе ноты, то есть нотация — письменная фиксация музыки), устная (живое исполнение) формы, а также в виде звукозаписи.

Вторичными же объективными формами выражения музыкального произведения являются изображение (изображение нот на картинке, фотографии и пр.), видеозапись (музыкальные клипы, запись концерта), объектно-пространственная форма (нотация на скульптуре).

В настоящее время открытым является вопрос относительно механических нот. Под механическими нотами понимается запись музыкальных произведений для инструментов, которые воспроизводят их механически. Так, например, это такие инструменты как валики, диски, цилиндры, прорезные ленты, которые воспроизводят соответственно фонолы, орекстролы, пианолы и т. д.

Существует и иная форма выражения в виде файлов формата MIDI. MIDI-интерфейс очень широко используется, удобен и популярен. С середины 1980-х годов практически ни один инструмент не выпускался без его поддержки.

Они являются не оцифрованными, а выглядят в виде набора команд (указываются ноты, их длительность, ссылки на инструменты, параметры звука).

Подобные файлы воспроизводятся с помощью специальных программы либо аппаратных секвенсоров и банка сэмлов инструментов.

Следовательно, вышеуказанные форматы не содержат запись звуков, а только команды для воспроизведения конкретных нот и аккордов с указанием времени, а сам звук создается устройством, который такие команды воспроизводит.

Гражданское законодательство РФ не указывается и составные части произведения, на которые распространяется охрана и защита, лишь только в п. 7 ст.

1259 ГК РФ отмечается, что «авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требования, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ» [6], то есть законодатель имел в виду, что выражены в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе зачастую в качестве отдельных частей музыкального произведения выделяются мелодия, гармония и ритм.

Под мелодией понимается «осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, которые объединены конкретными отношениями высоты, длительности и силы, а также является основой музыкального произведения» [7].

Длительный период времени мелодия не выделялась как самостоятельных объект правовой охраны. Подобную точку зрения поддерживали такие ученые, как Б. С. Антимонов, О. С.

Иоффе, которые полагали, что мелодия не может существовать отдельно от гармонии и ритма, следовательно, не могут и охраняться отдельно. При своем утверждении они ссылались на композитора П. И. Чайковского.

В одном из своих писем он указывал, что «мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Эти элементы музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга» [8].

Но существовали и иные точки зрения. Например, В. Я. Ионас и Н. Л. Зильберштейн считали, что данные строки композитора истолкованы неверно, полагая, что ему, как гениальному композитору, мелодия уже являлась с гармонией, но это еще не говорит о том, что мелодия не может существовать отдельно [9].

Считаем вышеупомянутое мнение верным, так как существуют одноголосые музыкальные произведения, в которых нет гармонии вообще, а также исполнение мелодии исполнителем «a capella», где мелодия полностью совпадает с музыкальным произведением.

Традиционно считается, что единственным охраняемым объектом музыкального произведения является мелодия. По мнению Н. В. Иванова, если гармония либо ритм отвечают условия оригинальности, то они также могут признаваться охраняемыми элементами музыкального произведения [10].

Считаем, что сейчас оригинальные гармония и ритм встречаются очень редко, в отличие от мелодии. Но не стоит исключать возможности появления оригинальной последовательности аккордов либо ритмического рисунка. В случае возникновения спора, если правообладатель докажет оригинальность гармонии либо ритма, то он получит охрану авторского права как часть музыкального произведения.

В некоторых случаях гармония и ритм из музыкального произведения могут быть выделены и использованы в другом произведении. Например, гармонические скачки марша оперы «Любовь к трем апельсинам» (автор С. Прокофьев) были использованы Джоном Уильямсом в «Имперском марше». Либо в музыкальном произведении «Beck’s Bolero» присутствует оригинальный ритм «Болеро» (автор М. Равель).

Так, например, интересное разбирательство было между композиторами Майком Баттом («A One Minute Silence») и Джоном Кейджем («4′33″»), которые выпустили свои треки без музыкального сопровождения.

Сам Майк Батт говорил, что его «тишина» отличается от «тишины» Джона Кейджа.

Однако, дело не дошло до судебного разбирательства, так как Батт заплатил сумму отступных, тем самым подтвердив факт нарушения авторских прав [11].

Таким образом, на основе данного анализа приходим к следующему выводу:

  1. Сформулировано авторское определение термина «музыкальное произведение», под которым понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.
  2. Механические ноты и файлы формата MIDI необходимо признать объективным выражением музыкального произведения.
  3. Следует создать открытый список охраняемых элементов музыкального произведения, в который стоит добавить мелодию, гармонию и ритм.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/163/5002/

4 СПОСОБА КАК ПРОВЕРИТЬ МУЗЫКУ НА АВТОРСКИЕ ПРАВА

Авторское право на музыкальные произведения

Если у вас возник вопрос: “как проверить музыку на авторские права для ютуба”, то один из этих способов вам точно поможет.

Для использования песен, нужно согласие автора. За исключением музыки без авторских прав или с лицензией Creative Commons. Но как же проверить наличие авторских прав у песни? Именно это, мы сейчас и выясним.

Что это такое
Фонотека находится в Творческой Студии . Она имеет 2 раздела: «бесплатная музыка» (более 100тыс. аудиокомпозиций) и «условия использования музыки». Раздел «бесплатная музыка» имеет поиск по жанрам, настроению и длительности. Выбрав песню из всего этого объема музыки – вы смотеже свободно её использовать для своих видео.

С помощью раздела “Условия использования музыки” можно проверить наличие лицензии на популярные треки, а так же установленные автором ограничения на композицию: запрет монетизации, блокировка видео (в разных странах), страйк каналу. После чего, вы уже на свое рассмотрение можете решить, стоит ли использовать эту песню.

Достоинства
Точность нахождения лицензии – 100%
Время на поиск – до 5сек

Недостатки
С мая 2020 года, ютуб удалил раздел “Условия использования музыки”, по причине «не популярен»

Как использовать1. Заходим в Творческую Студию . В боковой панели слева, переходим на страницу «Фонотека».2. В разделе «бесплатная музыка» выбираем трек на свой вкус. В разделе «звуковые эффекты» подбираем эффекты для переходов и качественной имитации звуков.

3. Загружаем аудиопроизведение на свой компьютер, по кнопке справа.

Кому подходит
Для тех, кто еще не решился с выбраной песней и находится в поиске подходящей, свободной музыки.

как найти бесплатную музыку в фонотеке ютуб 

Что это такое
как и любой другой ресурс использующий контент с авторскими правами обязан указывать: название произведения, автора, предоставителя лицензии и дополнительную информацию о композиции. Поэтому видео, которое имеет музыку с наличием лицензии, в большинстве случаев будет иметь блок «музыка из этого видео».

Но все зависит от типа лицензии и строгости автора, по использованию аудиотрека. Из этого вывод, что информация под видео, не всегда имеет в наличии такой блок. Однако, в случае если этого блока нет или в нем не присутствует искомая песня, тоже не можно сказать, что песня без авторских прав.

ДостоинстваТочность нахождения, около 70%Находит ремиксы и каверы

Мгновенная проверка, стоит лишь посмотреть в описание видео

Недостатки30% отклонения от нахождения

Не показывает, в какой стране заблокировано

Как использовать1. Находим искомую песню на ютубе. Переходим в блок описания и нажимаем на кнопку «Ещё». В самом низу, после описания к ролику, размещен блок «Музыка из этого видео»

2. Если этот блок присутствует, тогда это произведение имеет лицензионные права

Кому подходит
Всем, кому нужна информация о лицензии, но в то же время не очень заботит точность нахождения.

как узнать музыку из видео на ютубе

Что это такое
Каждый блогер сталкивался с тем, что после загрузки видеоролика, ему приходила жалоба использования авторских прав на песню. Это самая печальная ситуация для ютуберов, однако с неё можно извлечь выгоду.

Музыку стоит проверять на авторские права, еще до загрузки видео. Для этого сохраняем нашу песню в формате mp4 и загружаем на ютуб.

После загрузки и обработки, мы сможем быть уверенными на все 100% в том, возможно ли использовать песню в своих целях.

ДостоинстваТочность нахождения 100%Показывает в какой стране заблокировано

Находит ремиксы и каверы

Недостатки
10мин на проверку одной песни

Как использовать1. Находим видео с искомой песней на ютубе. Качаем его, либо же монтируем и сохраняем в формате .mp42. Заходим в «Творческую Стидию» . Загружаем скачанное видео. Публикуем с ограниченным доступом.

3. После полной обработки, мы получаем информацию о наличии или отсутствии жалования со стороны автора.

Кому подходит
Блогеры и монтажеры, которые зарабатывают на публикации роликов в интернете.

как загрузить видео на ютуб, чтобы проверить музыку

Что это такое
В начале ноября запустился онлайн сервис проверки музыки на авторские права для ютуба eProves.com Где всего за один клик можно проверить выбранную вами песню и даже получить текст для указания автора. По словам разработчиков, их сайтом уже пользуються 100 тыс. человек.

ДостоинстваТочность нахождения 99,8%Находит ремиксы, каверы, музыку под фильтрамиЕсть указание автора

Проверка занимает менее 15сек

Недостатки
Не показывает в какой стране видео будет заблокированно

Как использовать1. Переходим на сайт. В строке поиска вводим название или ссылку на видео с песней.2. Получаем результат за 15сек

3.

Если песня без авторских прав или имеет лицензию Creative Commons, то вы можете свободно её использовать и монетизировать у себя на канале.

Для этого нажмите кнопку «Скопировать» и вставьте текст в описание под видео. Это поможет избежать жалобы от правовладельца в будещем.

Кому подходит
Всем, кого описали выше и кто не желает тратить 10мин на проверку с

как проверить музыку на авторские права для ютуба

Все способы предоставленные выше – бесплатные.Результат, который вы получите, практически одинаковый.

Разница лишь в затраченных нервах и времени.

Желаем вам творческого заряда и успешного блогинга!

Каким методом вы пользовались?

Показать результаты

Переать

Проать

Источник: https://vc.ru/u/666971-matviy-kobets/187326-4-sposoba-kak-proverit-muzyku-na-avtorskie-prava

Регистрация авторских прав на музыку

Авторское право на музыкальные произведения

Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.

В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.

Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.

Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 8 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое авторское право на музыку?

Как только вы создали то или иное произведение, оно автоматически становится вашей интеллектуальной собственностью. Считается, что автором является создатель. Если не доказать обратного, все права автоматически принадлежат ему. При этом не важно, используется мелодия или хранится в архиве композитора.

Но, хотя в России и действует презумпция авторского права, лучше подстраховаться дополнительно. В соответствии со статьей 1255 ГК РФ, если вы сделаете официальную регистрацию авторского права на музыку, то сможете:

  1. Признать себя автором. А это значит, иметь исключительное право на произведение и авторство, а также на неприкосновенность: распространять произведение под собственным именем, псевдонимом или вовсе анонимно можете только вы, и никто иной.
  2. Единолично владеть произведением. Вы можете создавать его копии, распространять их или оставить произведение при себе и никогда его не обнародовать.
  3. Называть произведение. Ваша композиция — ваше имя. Выбирать, как будет называться песня или мелодия — единоличное право автора.

К сожалению, наличие автоматических авторских прав при создании произведения не всегда останавливает мошенников. Так появляется плагиат — незаконное использование чьей-либо интеллектуальной собственности, выпуск произведений под своим именем, цитирование и продажа.

Предварительно обезопасить себя сложно — мошенники могут появиться несмотря на то, что регистрация права состоялась. Зато именно благодаря ей вы сможете доказать свою правоту в суде и получить компенсацию за моральный ущерб. В этом вам помогут статьи ГК РФ: 1301, 1250, 1252 и 1253. Пиратство и плагиат являются преступлением, преследуемым законом.

Порядок регистрации авторского права

Защитить свои права на музыкальный контент можно несколькими способами. Рассмотрим вариант депонирования — свидетельства того, что творение существовало именно в таком виде и в конкретное время. Получить такое подтверждение можно, если:

  • сделать нотариальное заверение — обратиться к нотариусу, предоставить ему запечатанный конверт, в котором будет храниться ваше произведение (нужно распечатать все партии, записать ноты и если нужно — слова), оставить конверт в несгораемом сейфе, получив свидетельство о передаче интеллектуальной ценности;
  • сделать регистрацию права в Российском авторском обществе — это подтверждение, что произведение существовало именно в таком виде и в конкретное время, которое необходимо для того, чтобы получать вознаграждение за его эксплуатацию;
  • сделать регистрацию в Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — в режиме онлайн вы сможете зарегистрировать право на товарный знак и начать зарабатывать на собственных произведениях;
  • отправить произведение на свой адрес — диск или другой носитель, на котором будет находиться ваше произведение, нужно направить заказным письмом к себе домой и не распечатывать: это и станет подтверждением того, что вы обладали записями в данный период.

Регистрация права в Российском авторском обществе — процедура, которая потребует нескольких последовательных шагов. Вам будет необходимо:

  1. Предоставить заявление. В нем нужно указать ваши паспортные данные, а также информацию о соавторах, если таковые есть.
  2. Записать фонограммы. Все аудиозаписи и трек-листы требуется приложить к заявлению.
  3. Указать подробную информацию о произведении. Вам потребуется прописать все данные, которые касаются творения: сведения об оригинальности (это только ваше произведение или оно сделано на основе уже существующих песен и треков), название, формат, жанр и стилистику обработки.

При этом вам нужно оплатить пошлину порядка 3500 рублей за РАО и около 1200 за ЕДРИД. Тарифы ЕДРИД указаны на официальном сайте.

Есть отдельные случаи, которые касаются регистрации права на саундтрек. В таких ситуациях в заявлении нужно указать, что вы заключили с киностудией официальный договор, и приложить его копию к пакету документов.

Сколько действует авторское право?

Сроки действия права на музыкальные произведения в разных странах варьируются. В России есть три правила, на которые нужно ориентироваться как после оформления права, так и по умолчанию, даже если оно не состоялось:

  1. Действие права распространяется на всю жизнь создателя произведения + 70 лет с момента ее окончания.
  2. Если речь идет о нескольких соавторах, 70 лет прибавляется после смерти последнего из них.
  3. Действие длится 70 лет и в случае посмертной публикации: если произведение увидело свет в период 70 лет после смерти создателя. Таким образом срок продлевается.

Если вы еще не отметили, что стали композитором, сделайте это как можно быстрее. Так вы сможете обезопасить себя и прикрыться щитом закона. Если же вы создаете логотипы или пишете романы — инструкции для вас есть в этой статье.

Источники:

Объекты авторского права

Виды авторских прав

Ответственность за нарушение права на произведение

ЕДРИД

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/registratsiya-avtorskih-prav-na-muzyku/

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Авторское право на музыкальные произведения

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.

Источник: livejournal

Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»

Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.

Решение суда

В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.

Решение суда

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы.

Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России.

Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.

Решение суда

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.

Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях

Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

ПосредникЦена в месяц
РАО и ВОИС(200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
«Бубука»от 990 ₽ — в зависимости от тарифа
«МузКафе»от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
«Retail Media Group»от 500 ₽ — в зависимости от технического решения
Посредник:
РАО и ВОИС
Цена в месяц:
(34 ₽×М² × 200М²) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
Посредник:
«Бубука»
Цена в месяц:
2500 ₽
Посредник:
«МузКафе»
Цена в месяц:
от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
Посредник:
«Retail Media Group»
Цена в месяц:
от 500 ₽ — в зависимости от технического решения

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:

2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:

3. Перейдите в раздел Tracks:

4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:

Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:

Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги.

Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор.

Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Четыре законных способа получить музыку бесплатно:

  1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Здесь есть риск, что композиции есть в базе РАО и ВОИС. Тогда может возникнуть конфликт и придётся доказывать свою правоту в суде.
  2. Ставить старую музыку.
  3. Договориться с правообладателями напрямую.
  4. Писать музыку самому.

Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.

29 октября 2019

Источник: https://zhiza.evotor.ru/kak-postavit-muzyku-dlya-klientov-i-ne-popast-na-shtraf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.