Государственное регулирование это

Государственного регулирования

Государственное регулирование это

Государственное регулирование экономической деятельности предприятий – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики.

Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, в которых рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование производственной деятельности предприятий осуществляется на основе административных и экономических методов, взаимосвязанные между собой.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений.

К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом.

К мерам принуждения относятся вырабо­танные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (например, требования в области охраны труда).

Среди мер прямого воздействия на функционирование пред­приятий важное значение имеет государственный заказ,позволяющий воздействовать на спрос, активно влиять на экономику предприятия, оживлять и расширять производство.

На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, национальной безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Госзаказ способствует обеспечению оптимальных пропорций между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды, прежде всего продуктов питания. Госзаказ осуществляется на основе государственного контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд раз­мещаются в основном на конкурсной основе.Исключение составляют предприятия-монополисты, которых государство обязывает заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; при­оритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.

В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидированиеосуществляется с определенными целями.

Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации предприятия. Дотация представляет собой финансовую помощь предприятию из госбюджета для покрытия убытков.

Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т. е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг.

В системе государственного регулирования экономики в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование.Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа – лицензии,в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе государственного регулирования экономики предприятий занимает стандартизация,которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.

Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация,которая подтверждается выдачей сертификата. Например, на производство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат.

Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки.Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги.

К мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по отдельным странам или группам стран.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках:

1. Фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения).Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро­вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ­водства.Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про­дукции и оказании всевозможных услуг.

2. Финансово-кредитной политики(методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг).Под финансово-кредитной политикойпонимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами.

3.

Научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий).Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

4. Инвестиционной политики.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность с помощью самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

5. Амортизационной политики.Особая роль как инструменту государственного регулирования производственной деятельности предприятия принадлежит амортизации. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт.

В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных средств, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повы­шению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация.

6. Прогнозирования, планирования, программирования развития экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий: выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко­номики за предшествующий период, исходя из экономической по­литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программированиекак форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем.

Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

7. Ценообразования. Ценообразование– один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность.

Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра­зования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль­шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой.

И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10–15 % общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня.

Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь, цены регулируются государством и на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

8. Системы государственного регулирования экономики пред­приятия, включающей антимонопольное регулирование,основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внеш­неэкономической политики.

С помощью внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики.

Таким образом, государственное регулирование экономики предприятийвключает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.

Источник: https://studopedia.ru/19_210562_gosudarstvennogo-regulirovaniya.html

Государственное регулирование экономики России

Государственное регулирование это

Определение 1

Государственное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, осуществляемых властными органами для корректировки работы национального хозяйства.

Особенности экономической системы полностью или частично влияют на принципы государственного вмешательства в экономику и степень его воздействия на хозяйственную структуру. Сегодня большинство стран мира придерживается рыночной модели, которая подразумевает ограничение возможностей влияния государственной власти на экономику.

Жесткое регулирование присуще командно-административной системе, в которой все процессы централизованы и полностью управляются властными органами. Такое становится возможным из-за наделения государственного аппарата неограниченными возможностями, монопольным правом на ресурсы, а также правом на директивное ценообразование.

В рыночной экономике государство сохраняет инструменты косвенного воздействия на экономическое развитие и рост. Оно осуществляется через налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику. С помощью этих инструментов, государство может поддерживать отрасли, не являющиеся прибыльными, но имеющими важное социальное значение.

Государство в национальном хозяйстве выполняет следующие задачи:

  1. Создание законов и нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственны процессы и отношения.
  2. Организация антимонопольного регулирования.
  3. Распределение денежных и финансовых ресурсов.
  4. Поддержка науки.
  5. Контроль над использованием природных ресурсов.
  6. Поддержание баланса отраслевой структуры.
  7. Обеспечение приемлемых значений социально-экономических показателей.
  8. Поддержка производства общественно значимых благ.

Замечание 1

Таким образом, государственное регулирование экономики является частью нормального функционирования национального хозяйства. Его основная цель заключается в поддержании экономической стабильности и независимости, а также в обеспечении положительных тенденций роста и развития национального хозяйства.

Принципы и методы государственного регулирования экономики

Цель государственного регулирования экономикой – поддержание стабильного функционирования национального хозяйства, особенно в периоды смены фаз экономического цикла.

В России регулирование стало необходимостью в период перехода от плановой модели хозяйствования к рыночной. Государство использует методы законодательного или контрольного характера для внесения изменений или корректировок в текущие хозяйственные процессы.

Меры применяются для регулирования производственного выпуска, финансовых потоков, либо ресурсной базы.

Методы государственного регулирования могут быть:

  • Прямыми. Они представляют собой комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйствования требований и распоряжений государственной власти.
  • Косвенными. Воздействие государства осуществляется через влияние на интересы производителей.

К административным методам влияния относят рационирование, контингентирование, лицензирование, квотирование, введение контроля над ценами. Они применяются в случаях крайней необходимости, так как оказывают сильное воздействие на все сферы хозяйственной жизни.

Более мягкими и эффективными мерами являются экономические прямые и косвенные. Инструменты прямого воздействия включают в себя финансирование из бюджета, проводимое в виде дотаций, субсидий, пособий и субвенций.

Косвенные инструменты осуществляются через бюджетно-финансовую и кредитно-денежную политику.

Косвенные меры характерны для рыночной модели хозяйствования. Они не оказывают прямого воздействия, но устанавливают ограничения, которые стимулируют или сдерживают деловую активность, что сказывается на производственном выпуске и потреблении, то есть на соотношении предложения и спроса.

Государство участвует в рыночной экономике, в качестве субъекта отношений, а также как властный орган, способный оказывать на нее влияние. Государственная власть может быть продавцом или покупателем.

Но ее основная задача заключается в поддержании стабильности и независимости национального хозяйства, а также социальной защищенности граждан.

Обеспечение достойного уровня и качества жизни позволяет укрепить экономику страны, повысить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Власть вмешивается в рыночную экономику в периоды смены фаз экономического цикла. Но государство может влиять на национальное хозяйство и в спокойные периоды, стимулируя или сдерживая деловую активность.

Российская экономика отличается большой долей государственных предприятия и предприятий государственно-частного партнерства. Политические курс направлен на постепенное уменьшение доли государственного сектора.

Проблема ликвидации перекосов в экономике связана с неэффективностью политических действий и проводимых реформ.

Россия идет в разрез с мировыми тенденциями. Стремление к передаче большей части реального сектора в частные руки пагубно сказывается на национальном хозяйстве.

Практика западных стран показала, что крепкий государственный сектор является опорой всей экономики.

Еще одной проблемой регулирования в России можно назвать отсутствие единого управления функционированием российского госсектора. Оно эффективно только в стратегических отраслях.

Управление финансовыми потоками возможно при совместной деятельности государственной власти и частного сектора. Но инициатива должна оставаться за государственным сектором. Эксперты считают, что реформирование экономики России следует проводить исходя из принципа эффективного управления государственными активами.

Инновационная деятельность сегодня является залогом конкурентоспособности на международном рынке. В стране необходимо наладить трансфер технологий, а также обеспечить финансовую базу с помощью крепкой банковской системы. Здесь важна законодательная власть государства, направленная на установление ограничений и принципов осуществления финансовой деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_ekonomiki_rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.