Институт авторского права и смежных прав

Понятие и функции авторского права. Источники

Институт авторского права и смежных прав

Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

  1. Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
  2. Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
  3. Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
  4. Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права. Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д. Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами.

Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях.

Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды.

Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много.

Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Основные функции авторского права

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Международно-правовые акты

В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.

Бернская конвенция 1886 года. Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.

Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.

Национальное законодательство РФ

В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.

Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.

На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.

Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/avtorskoe-pravo-kak-institut-intellektualnogo-prava/

Понятие и черты института авторского права и смежных прав

Институт авторского права и смежных прав

Вопросы, связанные с авторским и смежными правами регулируются на основе Закона АР «Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г.

Авторское право. Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторское право выполняет четыре функции:

Первая из них – признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Четвертая функция авторского права выражается в защите личных и имущественных прав.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:

во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.

Творческой обычно считается умственная деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану.

Существует примерный перечень объективных форм произведений: 1) письменная (рукопись, нотная запись и т. п.); 2) устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.), 3) звуко- или видеозапись (цифровая, оптическая и т п); 4) объемно-пространственная (скульптура, сооружение и т. п.).

Смежные права.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право.

Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, пения, танца в контакте с аудиторией(“в живом виде”) или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.).

Передачи организаций эфирного и кабельного вещания – это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании – посредством кабеля, провода, оптического волокна и т. п.

Принципы авторского права.

Принципы авторского права – это закрепленные в правовых актах основополагающие начала, идеи и положения на которых основываются нормы авторского права. В силу закрепления в законе принципы авторского права обладают общеобязательным характером.

Значение принципов заключаются в следующем. Во-первых, они определяют общее направление регулирования авторских правоотношений.

Принципы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений.

Во-вторых, принципы авторского права являются средством устранения пробелов в праве при применении такого способа как аналогия права. Кроме того, опора на принципы авторского права позволяет правильно толковать и применять на практике нормы, регулирующие авторские правоотношения.

К принципам авторского права относятся:

а) принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами.

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества – заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.

) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям.

Неограниченная монополия автора на произведение может служить тормозом в эволюции соответствующих общественных отношений.

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора – означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным(право авторства, право автора на имя, право на обнародование и др.

) не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор выразил на это свое согласие – подобное соглашение не будет иметь юридической силы.

Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены.

г) принцип свободы авторского договора – данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

д) принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют различные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа.

Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий.

Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок заразличного рода произведения также является способом материального стимулирования.

е) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Субъекты авторского права

Вопросы, связанные с авторским правом регулируются на основе Закона АР «Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы “С” в окружности: (c); 2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; 3) года первого опубликования произведения.

Буква “С” является начальной буквой английского слова “copyright” (“авторское право”). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения.

Соавторство.Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

Первое соавторство именуется нераздельным, а второе – раздельным Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений. Нераздельном соавторстве, соавторы не выделяют свои части коллективных произведений.

А при раздельном соавторстве, например, учебник, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.

По общему правилу, право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Субъекты авторского права на составные произведения (составительство) и коллективные произведения.Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).

Составитель обладает авторским правом на составное произведение при условии соблюдения авторских прав авторов произведений, включенных в этот сборник.Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям.

Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях.

Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю.

Субъекты авторского права на производные произведения.Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку.

Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии сохранения прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Субъекты авторского права на аудиовизуальные произведения.Авторами (соавторами) аудиовизуального произведения являются: а) режиссер-постановщик; б) автор сценария (сценарист); в) художник-постановщик; г) оператор-постановщик; д) автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение авторского договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения его изготовителю исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, публичный показ, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним, не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

Субъекты авторского права на служебные произведения.Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права.

Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю.

Источник: https://studopedia.net/4_63396_ponyatie-i-cherti-instituta-avtorskogo-prava-i-smezhnih-prav.html

Авторское право и смежные права

Институт авторского права и смежных прав

Авторское право включено в состав четырех институтов права, составляющих так называемую подотрасль «права интеллектуальной собственности». В эту отрасль наряду с авторским правом также включены:

  • смежные права;
  • патентное право;
  • средства индивидуализации участников гражданского оборота.

Объекты всех этих институтов составляют результаты интеллектуальной деятельности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представлена совокупностью исключительных прав на объекты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности.

Авторское право принято рассматривать с двух сторон:

  • объективной;
  • субъективной.

Объективная сторона авторского права представлена совокупностью правовых норм, которые призваны регулировать имущественные и личные неимущественные отношения в области науки, литературы и искусства. Эти отношения также заключаются в использовании результатов творческой деятельности авторов.

Субъективная сторона авторского права представлена личными неимущественными и имущественными правами, принадлежащими лицам, которые создали произведения литературы, науки и искусства.

Смежные права представлены нормами, регулирующими отношения, которые возникают вследствие создания:

  • фонограмм;
  • исполнений;
  • постановок;
  • передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Замечание 1

Регулирует смежные права тот же закон, что и авторское право и объединяет их в один институт под названием «авторское право».

Авторское право обладает определенными функциями и принципами.

Функции, осуществляемые авторским правом, заключаются в:

  • стимулировании деятельности, направленной на создание произведений литературы, науки и искусства;
  • создании условий, способствующих использованию авторских произведений с учетом интересов общества.

Замечание 2

Авторское право охраняет интересы и права авторов произведений науки, литературы и искусства, в чем и заключается его главное назначение.

Главные принципы авторского права заключаются в:

  • свободе творчества;
  • сочетании личных интересов автора и интересов общества;
  • неотчуждаемости личных неимущественных прав;
  • свободе авторского договора.

Субъекты авторского права

Определение 2

Субъекты авторского права представлены создателями произведений науки, литературы и искусства (авторами, соавторами и составителями сборников), их правопреемниками (наследниками и лицами, которые приобрели исключительные права по авторскому договору) или работодателями и другими лицами, приобретающими исключительные авторские права на основании договора или в соответствии с законодательством.

Определение 3

Автором произведения является гражданин, который своим творческим трудом создал произведение. Таковым принято считать лицо, которое на оригинале или экземпляре произведения заявлено его автором, если не доказано по закону иное.

Если по поводу авторства возникает спор, то должна быть проведена автороведческая экспертиза.

Лицо с рождения обладает способностью иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, и это никак не связано с наличием у него дееспособности.

Но для осуществления авторских прав всё-таки необходим определенный объем дееспособности, поэтому интересы малолетних и недееспособных выражают их законные представители.

На возникновение авторских прав не влияет состояние здоровья лица и выпуск данного произведения в свет.

Иностранный гражданин может стать субъектом авторского права в Российской Федерации при условии выпуска его произведения в свет на территории нашей страны. Во всех остальных случаях права иностранного гражданина защищаются, если имеется соответствующий международный договор.

Соавторством считается создание произведения с использованием творческого труда нескольких лиц. Соавторы имеют авторские права на это произведение, независимо от того, является это произведение единым целым или представлено частями, имеющими самостоятельное значение.Соавторство бывает раздельное и нераздельное.

Определение 4

Раздельное соавторство заключается в авторстве нескольких лиц на произведение, которое состоит из отдельных самостоятельных частей, использующихся независимо друг от друга.

Определение 5

Нераздельным считается соавторство, при котором авторы обладают авторским правом на целое произведение.

Еще один субъект авторского права – это правопреемники авторов. Ими считаются лица, которые приобрели определенные полномочия автора по наследству, по закону или на основании договора с другим автором.

Круг правопреемников состоит из:

  • физических лиц, получивших права автора по наследству;
  • юридических лиц, приобретаемых права автора в определенных законом случаях;
  • государства, ставшего субъектом авторского права в следствие ликвидации юридического лица, которое обладало авторским правом либо когда государство стало наследником носителя авторских прав.

Объекты авторского права

Творчество относится к деятельности человека, которая является чем-то новым и порождает что-то неповторимое, оригинальное и уникальное. И для воплощения творческого результата, его общественной значимости и характера объекта авторского права, этот результат должен иметь какую-либо объективную форму: письменную, устную, звуко- или видеозапись, изображение.

Замечание 3

Объектом авторского права может быть не только целое произведение, но и его часть, которая также представляет собой результат творческой деятельности человека и используется самостоятельно.

Круг объектов авторского права состоит из:

  • литературных произведений;
  • драматических, музыкально-драматических и сценарных произведений;
  • хореографических произведений и пантомимы;
  • музыкальных произведений с текстом или без текста;
  • аудиовизуальных произведений;
  • произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
  • произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографических произведений;
  • географических и геологических карт, планов, эскизов;
  • производных произведений (переводов, обработок, аннотаций, рефератов, резюме, обзоров, инсценировок);
  • сборников (энциклопедий, баз данных).

Круг объектов авторского права не может состоять из:

  • официальных документов (законов, судебных решений);
  • государственных символов и знаков (флагов, гербов, орденов, денежных знаков);
  • произведений народного творчества;
  • сообщений о событиях и фактах, которые носят информационный характер.

Замечание 4

Возникновение и осуществление авторского права не требует каких-то определенных формальностей, включая регистрацию объектов и прав на них.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/specialnye_instituty_grazhdanskogo_prava/avtorskoe_pravo_i_smezhnye_prava/

Институт авторского права и смежных прав

Институт авторского права и смежных прав

Им регулируютсяотношения, возникающие в связи с созданиеми использованием произведений науки,литературы и искусства (авторскоеправо), фонограмм, исполнений, постановок,передач организаций эфирного и кабельноговещания (смежные права).

К источникамавторского права относятся:

  1. Конституция РФ, которая относит к ведению РФ как гражданское законодательство, так и правовое регулирование интеллектуальной собственности;

  2. Гражданский Кодекс РФ, регулирующий отношения собственности, в том числе и интеллектуальной, определяющий способы защиты авторских и смежных прав и т.д.;

  3. Закон “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 года, который отменил ранее действующий на территории РФ раздел IV “Авторское право” Основ гражданского законодательства Союза ССР и

республик.

Закон “Об авторскомправе и смежных правах” как основнойисточник авторского права регулируетотношения, возникающие в связи с созданиеми использованием произведений науки, литературы и искусства (авторскоеправо), фонограмм, исполнений, постановок,передач организаций эфирного и кабельноговещания (смежные права).

Закон устанавливает приоритет норм международного права:если международным договором, в которомучаствует РФ, установлены иные правила,чем те, которые содержаться в Законе,то применяются правила международногодоговора.

Закон определяет: сферудеятельности авторского права, объектыавторского права, срок действия авторскогои смежных прав, субъектов авторскогоправа, личные неимущественные праваавтора, имущественные права автора,понятие, условия и порядок заключенияавторского договора, порядок и целиосуществления коллективного управленияимущественными правами, ответственностьза нарушение авторских и смежных прав,понятие контрафактных экземпляров.

  1. Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.

  2. Также Россия выступает участницей целого ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав:

  • Всемирной конвенции об авторском праве, которая была принята на состоявшейся в Женеве в 1952 году межправительственной конференции с участием представителей более 50 стран. Основное правило охраны интереса обладателей авторских прав – принцип национального режима. (СССР присоединился 27 мая 1973 года).

  • Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) – с 9 марта 1995 года;

  • Бернской конвенции 1886 года об охране литературных и художественных произведений (Россия присоединилась 3 ноября 1994 года).

  • Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. (Россия участвует с 13 марта 1995 года).

Вкачестве основных задачавторского права называют чаще всего две следующиезадачи. С одной стороны, авторское праводолжно стимулировать деятельность посозданию произведений науки, литературыи искусства.

В этих целях авторскоеправо способствует созданию условийдля занятия творческим трудом, обеспечиваетправовое признание и охрану достигнутыхтворческих результатов, закреплениеза авторами прав на использованиесозданных ими произведений и получениедоходов.

С другой стороны, задачейавторского права считается созданиеусловий для широкого использованияпроизведений в интересах общества.

Иными словами, повышение уровня охраныправ авторов ни в коем случае не должнопрепятствовать использованию ихпроизведений в целях образования ипросвещения или служить помехой встремлении самой широкой аудиториичитателей, зрителей слушателей знакомитьсяс ними.

Отсюдавытекают основные принципыавторского права:

1).Свободатворчества (закрепленст. 44 Конституции РФ). Свобода творчестванесовместима с цензурой произведенийнауки, литературы и искусства. В настоящеевремя цензура в России запрещена взаконодательном порядке.

Обеспечиваясвободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки,литературы и искусства независимо отих назначения, достоинства и способавыражения. В этих же целях закон неограничивает круг охраняемых произведенийи охраняет любые результаты творческойдеятельности, существующие в объективнойформе.

Творцы произведений свободны ввыборе темы, сюжета, жанра и формывоплощения создаваемых ими понятий илихудожественных образов.

2).Сочетаниеличных интересов автора с интересамитворчества.В основе авторского права лежит признанноеза автором монопольное право наиспользование созданного им произведения. Определение разумных границ этоймонополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторскогоправа.

Сегодня уже никто не утверждает,что авторы должны иметь неограниченныйконтроль за использованием своихпроизведений. Если произведение, ссогласия автора стало доступно длявсеобщего сведения, его права напроизведение не могут быть стольобширными, чтобы полностью игнорироватьинтересы других граждан и общества вцелом.

Законы демократического обществане только гарантируют охрануинтеллектуальной собственности, но изакрепляют право членов общества научастие в культурной жизни и пользованиедостижениями культуры (п.2 ст. 44 КонституцииРФ).

Общество в равной степени заинтересованокак в свободном доступе к творческимпроизведениям своих членов, так и в том,чтобы создаваемые произведения эффективноохранялись нормами авторского права.

3).Неотчуждаемостьличных неимущественных прав автора. Вэтом состоит одно из существенныхотличий российского авторского праваот авторского права ряда зарубежныхстран.

По российскому авторскомузаконодательству личные неимущественныеправа автора (право авторства, право наимя и пр.) не могут перейти к другимлицам, хотя бы сам автор и выразил наэто свое согласие.

Подобное соглашениене будет иметь юридической силы иявляется недействительным. Этими жесоображениями продиктованы нормыроссийского законодательства,устанавливающие, что право авторства,право на авторское имя, право на защитурепутации автора не переходят понаследству.

Что же касается имущественныхправ авторов, то они могут передаватьсядругим лицам по авторскому договору, впорядке наследования, а также в силузакона (служебные произведения).

4).Свободаавторского договора. Данный принцип заменил собой присущийранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентацииосновных прав и обязанностей сторонпо авторским договорам.

Ранее существовалитак называемые типовые авторскиедоговора, которые имели нормативноезначение и подробно регламентировалиотношения авторов и пользователейпроизведений. Новое российскоезаконодательство отказалось от жесткойрегламентации отношений сторон авторскогодоговора.

В нем закрепляются лишьвозможные типы авторских договоров, атак же указываются условия, которыедолжны быть в обязательном порядкесогласованы сторонами.

К объектамохраняемым авторским правом в РФотносятся:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

  • хореографические произведения и пантомимы;

  • музыкальные произведения с текстом или без текста;

  • аудиовизуальные произведения (кино- , теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

  • фотографические произведения и произведения, полученные способом аналогичными фоторгафии;

  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

  • другие произведения.

К объектамавторского права также относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Источник: https://studfile.net/preview/7262211/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.