Интересные случаи нарушения авторских прав

Содержание

Как защищают авторские права, нарушенные в интернете

Интересные случаи нарушения авторских прав

В прошлой статье мы рассмотрели, как работает авторское право в интернете. Сравнили российские законы с международными, показали потенциал для драмы и неожиданно поняли, что в соцсетях даже судиться не нужно: они сами забанят ваших обидчиков. Без суда, экспертиз и следствия.
Поэтому мы взяли два случая из практики нашего юриста и подробный кейс от юристов из [НАЗВАНИЕ ФИРМЫ].

В случаях нашего юриста не было долгих судебных разбирательств, нотариальных заверений и вызова фотографов в суд. Как показала её практика — отстоять права можно и без сложных разбирательств. С этих случаев и начнём. А уже позже развернём самую настоящую драму.

Случай первый: плагиат сайта у крупного бетонного завода

Маркетологи некоего крупного бетонного завода (у юриста NDA, простите) заплатили за сайт некоторую сумму денег. В сумме фигурировало шесть знаков.

Спустя пару месяцев конкуренты зарелизили новый сайт. С идентичной структурой и цветовой гаммой, с копией блоков схем и даже конкретными визуальными элементами. Естественно, руководство воспылала жаждой удалить эту версию чужого сайта. Требование понятное и справедливое; право на него есть.

В случае с плагиатом сайта у вас есть два варианта действия:

  1. Пойти в суд
  2. Попытаться разобраться через хостера или регистратора

Если после досудебной претензии сайт не удаляют, то первый вариант надёжнее.

Но при этом он сложнее. Для доказательства нужно сходить к нотариусу. Там он подготовит «протокол осмотра сайта». После, уже в суде, вам нужно будет получить свидетельство (!) на основании проведенной экспертизы (!), что кто-то украл ваши картинки в интернете. Звучит комично, пока мы не вспоминаем, что за картинки отдали минимум 100 000 ₽.

Второй вариант не так надежен. У хостеров и регистраторов нет четкой процедуры доказательства плагиата и принятия решений. К тому же большинство хостеров — иностранные: их процессы часто отличаются от тех, что можно встретить в СНГ. Зато это проще. Нужно просто написать хостеру и предоставить скриншоты и ссылки. А там уже хостер (или регистратор) сам всё решит.

Юристы завода решили действовать наверняка.

Поэтому сперва вместе с юристом написали претензию и отправили её владельцу сайта. Им дали на выбор два варианта. Первый — отключить индексацию сайта. Фактически это убило бы всю органическую выдачу. Второй вариант — изменять, структуру, цветовую гамму, скопированные блоки и элементы.

В данном случае претензии хватило. Сайт переделали за 5 дней — буквально в рекордные сроки.

Случай второй: псевдо-контрафактный товар

До начала претензий Завод-А был официальным дилером Завода-Б. По договору Завод-Б поставлял Заводу-А пеноблоки для последующей реализации.

«Написали на сайте неправду»: из-за чего начались споры и обвинения

Когда договор о поставке расторгли, Завод-А оставил на своём сайте формулировку «Мы — официальный дилер Завода-Б». Представителей Завода-Б это не устраивало, и они потребовали это убрать.

От Завода-А пришёл ответ, что они не против убрать эту формулировку — но только после продажи последней партии пеноблоков от Завода-Б. Технически, пока у кого-то есть чей-то официально полученный товар, эти «кто-то» и впрямь дилеры.

Представителей Завода-Б такая позиция не устроила.

Претензия, обвинения в контрафакте и решения ФАС-а: что именно произошло в ходе дела

Официально конфликт начался с направленной претензии «о неправомерном размещении недостоверной информации». Если говорить проще — представители Завода-Б официально, с бумажками, обвинили представителей Завода-А во лжи и потребовали убрать её с сайта.

После получения претензии на Заводе-А решили не убирать информацию, но уточнить её. И написали «Бывший официальный дилер Завода-Б; на складе осталась партия пеноблоков».

Возможно, даже новая формулировка не устроила Завод-Б. А может, всё планировали заранее. Но факт остаётся фактом: юристы Завода-Б решили обвинить Завод-А в контрафакте — выпуске продукции под товарным знаком, на который у выпускающего нет никаких прав.

Причём на Заводе-А узнали об этом только постфактум.

Для доказательства контрафакта представители Завода-Б закупили пеноблоки у Завода-А. И с ними пошли в ФАС. «Вот наше обвинение, вот вещдок, хотим от вас подтверждения нарушения закона».

Что случилось в самом ФАС

В ФАС-е Завод-Б развернули сразу же после запроса Заводу-А и получения текста договора.

Обвинение Завода-Б было несостоятельно: формулировка на сайте уже была полностью правдивой, а пеноблоки приобрели для реализации.

О том, чтобы подавать встречное заявление, речь не заводили; зато ФАС фактически остановили разбирательство и признал правоту Завода-А.

Случай третий: воровство фотографий и упущенная выгода

Продавец-1 увидел на чужом сайте свои фотографии спортинвентаря. Это ему не понравилось, и он совместно с подрядчиками-юристами решил добиться удаления своих фото с сайта Продавца-2.

Спонсор этой статьи (и всего блога) — сервис SMMplanner. Через него вы сможете настроить постинг во всех своих соцсетях, и ваши посты в Инсте будут выходить по плану.

Дело началось с двух претензий — неофициальной и официальной

Как было видно из первого случая, иногда помогают просто высланные претензии. Так же решили поступить и здесь.

Для начала отправили, по сути, вежливую просьбу. В ответ на неё пришёл отказ: «Фотографии наши, ничего не докажете, убирать не будем». Цитирование ответа, мягко говоря, вольное — но смысл передан верно.

После этого отправили официальную претензию. От просьбы она отличалась как минимум тем, что у неё была юридическая сила. Помимо этого, в ней сразу обозначили обстоятельства и намерения: «у нас есть доказательства, мы пойдём в суд».

В ответ на эту претензию тоже пришёл отрицательный ответ.

Для подачи искового заявления собрали доказательную базу с нотариусом

Основной доказательный документ в делах о нарушении авторских прав — документ с названием «протокол осмотра доказательств». Этот документ составляет и заверяет нотариус.

Чтобы составить документ, Продавец-1 вместе с юристами принёс оригиналы в бумажном виде нотариусу. После этого нотариус открыл сайт и начал сравнивать фото с принесёнными оригиналами.

Выявили и зафиксировали 72 нарушения — в документе отразили каждую украденную фотографию. Фиксировали нарушения в таблице: в каждое поле вписывали ссылку на страницу с фотографиями Продавца-1.

Финансово составление документа обошлось в 30 тысяч рублей.

После получения доказательств написали исковое заявление и направили его в суд

В иске прописали следующее: Продавец-2 нарушил статью 146 УК РФ, в связи с чем Продавец-1 понёс убытки. Под убытками подразумевается упущенная выгода. Гипотетически возможна ситуация, при которой покупатели видят сайт Продавца-2 и покупают его продукцию, а не продукцию Продавца-1. Это — упущенная выгода.

Для компенсации упущенной выгоды запросили 1 000 000 ₽. Закон разрешает требовать такую компенсацию: максимально разрешенный запрос — 5 000 000 ₽. Основание такого запроса — 1301 статья ГК РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение».

Важно! Такие запросы редко удовлетворяют в полной мере. Решение о конкретной сумме выносится судьёй: но компенсация не может быть меньше 10 000 ₽.

Что характерно — сразу же после получения искового заявления все фотографии, все 72 доказательства факта нарушения исчезли с сайта. Безвозвратно.

Фактически, уже на этом Продавец-1 добился цели. Но теперь ему нужно было явиться в суд и доказать, что исковое заявление было подано не просто так.

На первых заседаниях стало понятно, что дальше будет сложно

Первое заседание было предварительным. Суд устраивает его, чтобы вникнуть в дело, точно установить суть прений, понять правовые нормы, и не вынести быстрое ошибочное решение.

Суду передали все документы. Кроме документов, передали и сохранённые веб-архивы — как свидетельства того, что Продавец-2 действительно нарушал закон.

И уже после предварительного заседания началось массовое культурно-развлекательное событие с участием клоунов, акробатов и дрессированных животных, в повседневной речи именуемое цирком.

Всё началось со встречного обвинения. Юрист ответчика принёс на заседание фотографии производителя — японской фирмы Sasaki. Это были другие фотографии; это было понятно даже без экспертизы. Но юрист начал доказывать, что это именно фото производителя, а Продавец-1 — мошенники, лжецы и воры.

Судья приняла этот аргумент. И стало понятно, что заседаний будет намного больше необходимого минимума.

Оказывается, суд может требовать много доказательств. Очень. Много. Доказательств

После встречного обвинения стороны стали разбираться и предоставлять дополнительные доказательства.

Выяснилось, что фотографии даже своровать нормально не сумели. На сайте ответчика фото были в плохом качестве: при увеличении фотография становилось «пиксельной» очень быстро. Предоставленные же Продавцом-1 исходники выдавали намного лучшее разрешение. И качественные исходники, и некачественно ворованные фотографии предоставили суду.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд передали почти 200 фотографий, до того не приложенных к делу. Их специально распечатали на струйном принтере в максимально хорошем качестве. Эти фотографии доказывали, что украденные изображения делали по заказу Продавца-1: ведь стало ясно, что у него есть не только оригиналы, но и очень близкие к ним фото.

Этого оказалось «недостаточно».

В суд вызывали обоих фотографов (!) с фотоаппаратами (!).

Звучит как бред, но нужно разобраться в специфике. Дело в том, что фотограф может зарегистрировать фотоаппарат на себя. Все серьёзные фотографы так делают. И тогда при съёмке в исходном файле сохраняются ФИО фотографа. Кроме того, в исходниках всегда сохраняются модель, серия и номер фотоаппарата.

После открытия исходников в специальных программах суд признал авторство фотографов.

Но этого оказалось «недостаточно» для удовлетворения иска.

Юрист ответчика апеллировал к тому, что суду не предоставили договоры о передаче прав. Следовательно, права на фотографии принадлежат фотографам, а Продавец-1 — ненадлежащий истец.

Юристы здесь всплакнули: ненадлежащих истцов не бывает, бывают только ненадлежащие ответчики. Судья, впрочем, не дрогнула. И приняла этот аргумент, поэтому пришлось искать заключённые год назад договоры и «платёжки».

К седьмому заседанию дело наконец решилось

Итак, шестое заседание.

Суду предоставлены:

  • нотариально заверенные скриншоты,
  • заверенные веб-архивы,
  • фотографии того же инвентаря с немного других ракурсов;
  • исходники файлов от самих фотографов,
  • договоры о передаче исключительных прав,
  • платежные документы.

Юрист ответчика себя, впрочем, не исчерпал, и начал ссылаться на «смягчающие обстоятельства». После непродолжительного спора и формулировки «с вашей стороны заметна попытка ввести суд в заблуждение» юрист утихает.

Суд решает ещё немного «подумать», чтобы к седьмому заседанию удовлетворить иск.
«Но какой ценой? Ценой всего…».

В заключение

Как мы сегодня узнали, иногда можно просто написать претензию, а иногда приходится проводить по 7 заседаний и тратить десятки тысяч рублей только на фиксирование вещдоков.

Отдельный вопрос подобных кейсов — как забирать компенсацию у тех, кто не хочет её отдавать. Вопрос сложный, долгий и, на самом деле, уже слабо относящийся к статье. Если очень вкратце: нужно либо месяцами пинать приставов и заставлять их работать, либо через налоговую снять деньги со счёта должника в банке (но тогда есть риск получить только то, что на этом самом счёте лежит).

А в чём мораль? Не надо нарушать закон, не надо подставлять невиновных, не надо быть плохими людьми и не надо вынуждать владельцев прав идти в суд. А надо быть хорошими детками, слушать маму и кушать манную кашу на завтрак, даже если не хочется.

Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!

Источник: https://smmplanner.com/blog/intieriesnyie-sluchai-iz-sudiebnoi-praktiki-po-avtorskomu-pravu/

8 самых громких скандалов вокруг кражи авторских прав

Интересные случаи нарушения авторских прав

время публикации: 11:55  19 марта 2015 года

Кто-то считает авторские права порождением капиталистического общества потребления. Кто-то, наоборот, уверен, что обойтись без них невозможно. Тех, кто обладает ими, одни называют нехорошим словом «копирасты», а другие – «правообладателями».

Закон об охране авторских прав был принят в Венеции еще 541 года назад – 19 марта 1474-го. Уже тогда, полтысячелетия назад, гражданин получал «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению.

Надо отметить, что живший в Венеции именно в те годы Леонардо да Винчи воспользоваться новым законом не решился. До сих пор непонятно, что же помешало гениальному творцу – то ли врожденная скромность, то ли страх церкви, которая тогда с большой опаской относилась к подобным “вольностям”. 

Прошли пять с половиной веков, и сегодня копирайт есть у всего, что нас окружает – в том числе, например, и у этой статьи. И, несмотря на это, авторские права продолжают нарушаться с завидной регулярностью. Причем грешат плагиатом как мелкие фирмы-производители, так и транснациональные гиганты.

Выход на американский автомобильный рынок кроссовера GMC Terrain начался со скандала. General Motors получила иск после публикации рекламы нового авто в спецвыпуске журнала People.

Слоган «Идеи тоже бывают сексуальными» воплощал в себе загорелый атлет с татуировкой «E = mc2» на плече.

Все бы ничего, но накачанный торс венчала голова Альберта Эйнштейна, что и стало поводом для судебного разбирательства.

Как выяснилось, перед своей смертью в 1955 году великий физик завещал Иерусалимскому университету все права на использование своего образа. Именно это заведение и потребовало с автоконцерна 75000 долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Любопытно, что этическая сторона рекламы ученых ничуть не смутила.

Рекламный ролик, который Coca-Cola транслировала во время Суперкубка в 2010-м году, вызвал нешуточный скандал уже через сутки после первого показа.

Причем возмущаться первыми начала вовсе не правообладатели, а обычные зрители, заметившие, что спот «Кока-колы» удивительным образом напоминает рекламу молочной продукции израильской компании Yotvata.

Ролики объединяла не только схожая сюжетная линия – у них были одинаковые названия («Sleepwalker»), а в качестве музыкального сопровождения звучало «Болеро» Равеля.

Когда факт «заимствования» стал достоянием ведущих СМИ Израиля и США, представители Coca-Cola заявили, что «не догадывались о существовании похожей рекламы». 

Спор между столичной кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и предприятием «Славянка» из Белгородской области дошел аж до Арбитражного суда. «Красный октябрь», производящий популярный шоколад «Аленка», подал иск о взыскании 310 миллионов со «Славянки», запустившей линию по производству шоколада «Алина».

Дело было в том, что упаковка белгородского шоколада была слишком похожа на обертку «Аленки». Кроме того, на ней тоже была нарисована девочка в цветастом платке. 

Разбирательство длилось два года, и за это время фабрики пошли на мировую, по условиям которой «Славянка» обязалась выплатить «Красному Октябрю» 15 миллионов за нарушение прав на товарный знак. 

Супермодель Кейт Мосс на своем веку выслушала массу обвинений во всех мыслимых грехах. Не обошел ее и скандал, связанный с нарушением авторских прав. Красотку, запустившую собственную линию ювелирных украшений и снявшуюся в ее рекламе, немедленно уличили в плагиате.

Разоблачителем Кейт Мосс стал дизайнер Дэвид Юрман, который заявил, что супермодель заимствовала его идеи для продвижения драгоценностей собственного производства.

Позже выяснилось, что Мосс действительно раньше работала в качестве модели с Юрманом, а скандал разгорелся после того, как она решила начать сотрудничество с другим ювелирным брендом – но уже в качестве не только модели, но и дизайнера украшений.

По стопам упомянутой выше “Кока-колы” однажды пошли и представители мобильного оператора “Билайн”.  Обвинения в нарушении авторских прав посыпались на компанию после выхода рекламного ролика услуги “Бесценный номер”.

Дотошные интернет-пользователи довольно быстро обнаружили подозрительное сходство рекламы “Билайна” с клипом на песню израильского певца Орена Лави “Her morning elegance». Что неудивительно – клип этот в свое время номинировался на премию «Грэмми».

Сюжеты двух видео, конечно, различаются, однако стиль и идея российского ролика, по мнению зрителей, были заимствованы из творения израильских аниматоров Юваля и Мейрав Натан.

В итоге ОАО «Вымпелком», которому принадлежит оператор «Билайн», решило снять оскандалившийся ролик из эфира телекомпаний. Также представители «Билайна» пытались удалить видео и из Интернета, что оказалось весьма сложной задачей – ролики, содержащие обидное слово «плагиат», моментально разлетелись по всей Сети.

Итальянская компания пристально следит за появлением на рынке аналогов своей сладкой продукции. До такой степени, что на имя входящей в состав Ferrero фирмы Soremartek S.A. как товарный знак зарегистрировано фото «конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью – в обсыпке из кокосовой стружки».

В 2007 году Soremartek подала в суд сразу на две российские компании – петербургскую «Ландрин» и московскую «Чакуба». Решением суда выпуск и продажа конфет ответчиков были прекращены.

Через три года, в 2010-м Ferrero судилась с кондитерской фабрикой «Победа», выпускавшей конфеты, напоминавшие столь любимые Дорджем Клуни Ferrero Rocher. В этот раз обошлось мировым соглашением, по условиям которого менялся дизайн упаковки конфет.

Довольно интересный иск был получен ФК «Спартак»: клубу пытались запретить использовать обозначение «Спартак» в вымпелах, значках и… спортивной одежде. Истцом выступила общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Н. П. Старостина».

МФСО «Спартак», как выяснилось в суде, принадлежали права на одноименный товарный знак. В случае проигрыша дела ФК «Спартак» лишался бы права продавать болельщикам даже красно-белые шарфы.

Однако, во время судебного разбирательства стало известно, что права на «Спартак», хоть и неисключительные, но принадлежат и футбольному клубу, так что нарушения законодательства об авторских правах в этом случае обнаружено не было. По крайней мере, пока.

На алкогольном рынке тоже идет нескончаемая битва за авторские права. Так, в 2008 году в России была прекращена правовая охрана товарного знака Cristal, под которым французская компания Champagne Louis Roederer выпускала и до недавних пор ввозила в нашу страну шампанское. Согласно легенде бренда, элитный напиток был создан по заказу императора Николая Второго. 

Роспатент пришел к выводу, что Cristal «до степени смешения» схож с товарным знаком Kristal, под которым выпускает водку предприятие «Союзплодоимпорт». В результате долгих судебных тяжб Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Роспатента, и поставки элитного шампанского в Россию были остановлены.

Тот же Роспатент в 2009 году отказал в регистрации товарного знака «Володя и медведи» подмосковному ООО «Роялти» по причине того, что он «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам». Легализовать «Володю и медведей» удалось только в 2012-м.

По всей видимости, доводы юристов о том, что «фантазийное словесное обыгрывание одного из самых популярных в России имен «Володя» и персонажей русских сказок — медведей (например, «Маша и медведи» и «Три медведя») не может причинять какой-либо ущерб интересам общества и государства», все же возымели свое действие.

О том, как  крадут и защищают авторские права рассказывал Дмитрий Ковальчук

Источник: https://new-retail.ru/livestyle/8_samykh_gromkikh_skandalov_vokrug_krazhi_avtorskikh_prav9298/

7 самых курьёзных случаев нарушения авторских прав в истории

Интересные случаи нарушения авторских прав

10 апреля 1710-го года в силу вступил первый в истории Закон об авторском праве. Предлагаем вам подборку самых курьёзных случаев в истории, связанных с нарушением авторских прав.

1.Пират преследует пиратов

Почти в каждой стране мира с развитой экономикой существуют так называемые «пиратские партии», выступающие за отмену авторских прав и распространение любого копирайта в свободном доступе, будь то книга, программа, произведение искусства или научные исследования. Одной из самых известных является Политическая Пиратская Партия Германии. Известной она стала благодаря одному из своих лидеров, молодому политику и непримиримому противнику Закона об авторском и смежном праве Юлии Шрамм.

Купить книгу Юлии Шрамм на Амазоне

Шрамм занялась политикой в возрасте 20-ти лет. Она открыто выступала за отмену авторского права и приобрела в Германии определённое влияние. Так продолжалось, пока в возрасте 26-ти лет Шрамм не написала и не издала книгу «Кликни меня.

Признания интернет-эксгибиционистки», посвящённую как раз свободе распространения информации и другим подобным вопросам. Шрамм заключила договор с издателями, книга была опубликована, и тут-то и случился казус: книга очень быстро стала бестселлером.

Уже через неделю после выхода она появилась в электронных библиотеках, на файлоообменниках — в общем, широко распространилась по сети.

И Шрамм это не понравилось. Лидер пиратской партии совместно с издательством начала преследовать пиратов. Разумеется, это совсем не то поведение, которого общественность могла ожидать от такого человека, как Юлия, но, как оказалось, если написанная тобой книга хорошо продаётся, то все высокие политические идеалы забываются довольно быстро.

2.Иск компании «Фаргус»

Справедливости ради стоит отметить, что предыдущий случай — не единственный, когда пираты начинали судебное преследование других пиратов.

Большинство из вас наверняка помнит, что в 1990-е годы на прилавках магазинов с дисками можно было найти диски с играми под лейблом «Фаргус» — так называлась фирма, специализировавшая на продвижении иностранных игр на российский рынок.

Напомним, что в 1990-е годы свободного доступа в интернет ещё не было, а о скачивании каких-либо игр и говорить нечего.

Итак, компания «Фаргус» делала переводы иностранных игр, записывала их на диски и продавала. Владельцы авторских прав за рубежом никаких отчислений с этого не получали. Переводы от «Фаргуса» долгое время считались лучшими, но со временем их качество существенно снизилось.

Не последнюю роль в этом сыграли другие пираты, ставившие на собственные диски с локализацией игр логотип «Фаргуса», хотя отношения к компании не имели. В 2005-м году настоящий «Фаргус» решил, что хватит это терпеть, и подал иск на одну из торговых точек, использовавших его логотип.

Иск был отклонён, и повторные попытки засудить злокозненных пиратов уже не предпринимались. Позже абсурдность иска обсуждалась многими авторитетными источниками.

На сегодняшний день компания «Фаргус» прекратила своё существование.

3.Церковь Копимизма

Организации в поддержку пиратства могут быть не только коммерческими. Так, например, существует «Миссионерская Церковь Копимизма», и согласно законодательству Швеции, где она была основана в 2010-м году, Церковь Копимизма официально считается религией.

Разумеется, это сообщество выступает за свободу информации в интернете. Согласно церковным догмам файлообмен — священен, а обмен знаниями — неотъемлемое духовное право человека, ограничивать которое недопустимо. Разумеется, копирование и распространение информации церковью поощряется, более того, считается знаком признательности к автору.

Для того чтобы стать копимистом, надо просто себя им признать. Церковь Копимизма принимает в своё лоно любого человека, заявившего о себе подобным образом, и регистрироваться где-либо необязательно. Официальным символом церкви является пирамида с буквой К внутри, но копимист может использовать любые религиозные символы, какие сам сочтёт нужным, и даже придумывать новые.

Также священными считается комбинация клавиш Ctrl+C и Ctrl+V — «копировать» и «вставить» соответственно. Не менее священны точки доступа в интернет.
Вообще, быть копимистом довольно выгодно.

Представьте: вы незаконно разместили контент на пиратском ресурсе, подверглись преследованию организаций по защите авторских прав, а в итоге в качестве защиты сослались на своё вероисповедание.

4.«Читай легально»

В России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира — чего стоят многочисленные торрент-трекеры, где можно скачать всё, что душе угодно: фильмы, программы, игры, книги.

Специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе, и где их свободно может скачать любой желающий.

Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

Логотип «Читай легально»

В Дании, Норвегии и Швеции специально для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи» — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения.

В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована, зато приняты другие меры.

Всего несколько дней назад, пятого апреля 2013-го года, стартовал проект «Читай легально» — первая в России официальная антипиратская кампания, которую поддерживают такие гиганты, как «Роспечать», Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви», издательство «Эксмо» и другие. Писатели и издатели надеются, что это поможет стабилизировать книжный рынок в России.

5.Спешащий идиот

В судебной практике по делам об авторском праве встречается термин «Спешащий идиот». Он означает некое гипотетическое лицо, которое может перепутать похожие товарные знаки совершенно разных брендов, и используется, когда нужно опровергнуть обвинения относительно их схожести.

Впервые термин был использован английским судьёй Джастисом Фостером в 1978-м году. Газета Morning Star подала в суд на компанию Express Newspapers за то, что та собиралась наладить выпустить на рынок Daily Star.

Истец иск проиграл, поскольку не смог по требованию судьи доказать, что использование ответчиком названия Daily Star напрямую вредит его бизнесу.

Самым примечательным фактом в этой истории является фраза судьи: «Если кто-либо поместит эти газеты рядом, лично я сочту, что они отличаются друг от друга настолько во всех возможных отношениях, что только спешащий идиот может их перепутать».

В дальнейшем выражение не раз цитировалось в других подобных судебных процессах. В последний раз это было сделано юристами компании Apple Computer, ставшим ответчиками по делу о схожести лейблов. Иск подала звукозаписывающая студия Apple Corps. Надо отметить, что лейблы действительно похожи — в обоих случаях это изображение яблока.

Юристы Apple Computer заявили, что сервис распространения музыки iTunes перепутать с музыкальным лейблом Apple Corps может только вышеозначенный спешащий идиот. Впрочем, в этот раз аргумент не сработал, и Apple Inc.

(так компания стала именоваться в 2007-м году) была вынуждена отказаться от использования «яблочного» логотипа в связи с музыкальными записями.

6.Государство, нарушившее закон об авторском праве

В СССР закона об авторском праве не было вовсе. Дело в том, что, как мы помним, идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству.

Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз».

Отметим, что бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Фёдор Шаляпин

Известен только один случай, когда автору удалось отсудить у СССР значительную денежную сумму. Это сделал знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин. В 1922-м году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции.

Ещё до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни». Разумеется, книга была опубликована в СССР, и Шаляпин в 1930-м году обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал. Он требовал, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав.

Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков — в то время это были большие деньги.

7.Известная песенка под защитой авторских прав

Наверняка вы помните песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Сестры Хилл

Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой.

Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика.

Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестёр, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома нам сейчас.

В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух млн долларов ежегодно.

Впрочем в других странах, например, в Канаде, совсем другие законы, согласно которым время действия авторских прав включает жизнь автора плюс 50 лет после его смерти. Таким образом, там срок уже истёк, песенка стала считаться народным достоянием, и её может использовать кто угодно в любых целях.

на канал чтобы не пропустить новые интересные статьи. А также ставь лайк, нам это очень поможет!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/r_glor/7-samyh-kureznyh-sluchaev-narusheniia-avtorskih-prav-v-istorii--5bc555624414ed00aa224c65

Казусы авторского права

Интересные случаи нарушения авторских прав

10 апреля 1710 года в Англии вступил в силу первый в истории закон об авторском праве. Мы освежили в памяти курьезные случаи, когда о нем забывали.

Федор Шаляпин и Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвященного празднованию 1-го мая в Петрограде, 1920 год

1.

В мае 1930 года во французском издательстве вышла книга Федора Шаляпина «Страницы моей жизни», написанная им в соавторстве с Максимом Горьким. Права на издание рукописи были приобретены у советской госкомпании «Международная книга».

Даже лишение советского гражданства и звания Народного артиста не возмутило оперного певца так, как наглое распоряжение его собственностью. «Книгой моей торгуют вовсю разные купцы Франции, Германии, Австрии и прочие! — писал он дочери. — Они зарабатывают за мой счет огромные деньги. Жулье!»

Федор Иванович заявил, что не давал разрешения на публикацию книги, рукопись которой оставалась в Советском Союзе. Он обратился в парижский Коммерческий трибунал с иском против правительства СССР.

Торговое представительство СССР в Париже тут же заявило о том, что советское правительство неподсудно французским судам, оно не может отвечать за действия «Международной книги», и, вообще, это политическое дело.

Шаляпин якобы хочет насолить Советской власти.

За нарушение авторских прав советское правительство выплатило Федору Шаляпину 10 тысяч франков

Через год Коммерческий суд признал советское правительство в лице главы парижского торгпредства виновным и присудил к уплате Федору Шаляпину убытков в размере 10 тысяч франков и судебных издержек по ведению дела. Компенсацию оперный певец получил немедленно.

2. Знаменитые 7 басовых нот из вступления песни Дэвида Боуи и «Queen» «Under Pressure» стали еще более знаменитыми, когда рэпер Ванилла Айс засэмплировал их в своем хите 1991 года «Ice Ice Baby».

Несмотря на новую аранжировку, у британских рок-музыкантов хватило прозорливости, чтобы понять, что американец наживается на их творении.

Ванилла Айс сперва пытался обратить все в шутку, но, когда его прижали к стенке неопровержимым доказательством в виде все тех же 7 нот, был вынужден выплатить Боуи и компании внушительную сумму.

3.

Британская рок-группа «The Verve» записала один из своих хитов «Bitter Sweet Symphony», использовав интерпретацию Эндрю Олдхема (первого менеджера «The Rolling Stones») музыки «The Rolling Stones» из песни «The Last Time». Группа некоторое время скрывала это, однако впоследствии вынуждена была перечислять 100% гонораров, полученных за исполнение хита, на счет «The Rolling Stones».

После судебного разбирательства авторами «Bitter Sweet Symphony» были признаны Ричард Эшкрофт, Мик Джаггер и Кит Ричардс

4. Скрэт — это гибрид белки и крысы, персонаж мультфильма «Ледниковый период», одержимый страстью к желудям.

В 2000 году нью-йоркская художница Айви Суперсоник, она же Айви Зильберштейн, заявила, что исполнительные продюсеры компании «20th Century Fox» украли у нее идею «саблезубой крысобелки».

Представители компании попытались уладить дело миром и предложили Айви 300 тысяч долларов отступных. Но она отказалась и в итоге проиграла процесс.

5. По решению амстердамского суда в Голландии запрещено публиковать книгу Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас», сюжет которой очень напоминает мировой бестселлер авторства Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Это решение было принято по иску самой британской писательницы, которая обвинила своего российского коллегу в плагиате и попросила суд запретить издательству «Byblos» выпускать перевод первого тома серии.

Тем не менее, голландский перевод «Tanja Grotter en de magische contrabas» был издан в Бельгии фламандским издательством «Roularta Books» тиражом в тысячу экземпляров. Роулинг тогда не подала иск, и тираж был быстро распродан.

По решению амстердамского суда в Голландии запрещено публиковать книгу Дмитрия Емеца «Таня Гроттер и магический контрабас”

6. Известный уличный художник Шефард Фэйрли эффектно запечатлел Барака Обаму в стиле поп-арт на плакате, разошедшемся по США в огромных тиражах в ходе предвыборной кампании 2008 года.

Когда предвыборная шумиха улеглась, фотограф-фрилансер «Associated Press» Мэнни Гарсиа потребовал компенсацию за использование фотографии его работы. Фэйрли пытался защищаться: мол, его цветовая обработка пошла только на пользу изначально скучному портрету.

Но в итоге ему пришлось разделить с Гарсиа доходы от тиража.

7. В 2010 году в США разгорелся скандал вокруг использования корпорацией «General Motors» образа Альберта Эйнштейна на одном из своих рекламных плакатов без согласия правообладателей.

В специальном выпуске журнала «People» концерн рекламировал внедорожник «GMC Terrain» со слоганом: «Идеи тоже бывают сексуальными».

Эту надпись иллюстрировал коллаж, изображающий голову ученого на полуобнаженном теле накачанного атлета.

Сексуальный Альберт Эйнштейн обошелся «General Motors» в 75 тысяч долларов

Незадолго до своей смерти в 1955 году Альберт Эйнштейн завещал все права на использование своего образа Еврейскому университету Иерусалима. Именно эта организация подала в суд на «General Motors», требуя от корпорации более 75 тысяч долларов за незаконное использование в коллаже фотографии ученого.

Источник: https://knigi.mirtesen.ru/blog/43128136151/Kazusyi-avtorskogo-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.