Понятие и виды объектов смежных прав

Смежные права: понятие, признаки, виды

Понятие и виды объектов смежных прав

Легального определения данного понятия нет. Под объектами смежных прав по смыслу российского законодательства следует понимать результаты творческого, а нередко чисто технического характера по доведению до широкой публики объектов, охраняемых авторским правом, а иногда неохраняемых таковым, и созданных определенными категориями субъектов смежных прав.

В основе определения объекта лежит признак субъекта, а именно то, что создается исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания, составителями баз данных в части охраны от не законного извлечения из соответствующих баз определенной информации, и публикаторами (осуществляющими публикацию ранее неизданных и перешедших в общественное достояние произведений).

Признаки объектов смежных прав:

– данные объекты, как правило, создаются на основе объектов авторского права;

– сочетают творческое и техническое начало;

– имеют публичный характер (выполняют функцию доведения авторских произведений до публики);

– определяются в зависимости от того, кто является создателем данного объекта.

Поэтому можно говорить о 5 видах таких объектов:

1) результаты исполнительского творчества – исполнения, это действия исполнителей по декламации, пению, танцу в живом исполнении или с помощью технических средств.

Любое исполнение возможно, если автор дает согласие на то, чтобы его произведение исполнялось, и если не истек срок охраны данных произведений. Это все решается на договорных началах, т.е.

посредством исполнительских, постановочных, сценарных договоров, если речь идет о реализации произведений в рамках театра и др. Наряду с собственно исполнителями к их числу закон относит режиссеров-постановщиков спектаклей, а также дирижеров;

2) фонограммы (звукозаписи), это осуществленная с помощью технических средств запись исполнений или иных живых звуков. Права производителей фонограмм также обусловлены правами тех, чьи произведения подвергаются звукозаписи на определенные носители;

3) сообщения в эфир или по кабелю соответствующих передач эфирного и кабельного вещания;

4) базы данных в части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) публикации ранее необнародованных и перешедших в общественное достояние произведений (ст. 1304 ГК РФ).

ТЕМА 4: «Субъекты авторского права и смежных прав»

1. Субъекты авторских прав: понятие, виды, характеристика;

2. Субъекты смежных прав: понятие, виды, характеристика.

1. Субъекты авторского права: понятие, виды, характеристика

Субъекты авторского права – лица, наделенные соответствующими правами. В их круг, прежде всего, входят физические лица, но не исключается участие юридических лиц, но не как авторов, а как законных правообладателей.

Категории субъектов авторского права в зависимости от факта принадлежности к создаваемому произведению могут подразделяться на две группы:

1) первоначальные субъекты авторского права – сами авторы или соавторы, т.е. граждане, творческим трудом которых создано произведение. Законодательство предусматривает, что некоторые произведения могут создаваться не одним лицом, а несколькими лицами, т.е. возникает соавторство. Каждый из участников соавторского коллектива является автором данного произведения.

В плане авторской правоспособности авторы не зависят ни от каких критериев помимо факта создания произведения, т.е. с этого момента они могут иметь авторские права и нести соответствующие обязанности.

Но это лишь потенциальная возможность, так как их дееспособность, как и дееспособность других категорий субъектов, обуславливается целым рядом оснований; в данном случае фактор возраста, состояние здоровья, трудовой фактор и др. С точки зрения возрастных показателей, согласно ст. 28 ГК, за малолетних до 14 лет авторские права реализуют их законные представители: родители; опекуны.

Правда, приобретения, сделанные самими малолетними, будут признаны юридически значимыми. С точки зрения возраста полная авторская дееспособность в отличие от других сфер наступает уже с 14 лет. Но роль попечителей за таковыми все же сохраняется. С 18 лет эти ограничения отпадают, если не считать эмансипации или вступления в брак.

С точки зрения состояния здоровья можно различить недееспособных и ограниченно дееспособных. Функции первых компенсируются ролью опекунов, вторых-ролью попечителей.

С точки зрения такого критерия, как трудовой статус лица объем дееспособности будет определяться исходя из объективного критерия (то, создается ли произведение в рамках оплачиваемой трудовой деятельности – служебного задания или же за рамками таковой. По общему правилу закона исключительные права на произведение, созданное в порядке трудовой деятельности автоматически переходят к работодателю, если иное не установлено в договоре) и условий самого трудового контракта. Перечень неимущественных прав в любом случае сохраняется за автором.

Критерии признания лиц соавторами:

1) совместный характер творческой деятельности. При этом этот характер имеет значение не столько в рамках самого процесса, сколько достигнутый творческий результат.

2) вклад каждого из авторов должен носить именно творческий характер. Оказание технической помощи либо высказывание какой-то идеи не играет роли в признании соавторства.

3) участие в этом процессе каждого из соавторов не может строится на насилии волеизъявления.

4) права на произведения в целом принадлежат соавторам совместно. Никто из них не вправе запретить другому использовать это произведение без веских оснований.

Некоторые особенности правового режима вытекают из факта того, является раздельным или нераздельным произведением. Права на нераздельное произведение реализуются сообща в равной доле. Права на раздельное произведение в целом также реализуются сообща, тем не менее каждый вправе использовать свою отделяемую часть по своему усмотрению, если это не противоречит достигнутым договоренностям.

2) производные субъекты авторского права – наследники, правопреемники по договору/по закону. Их роль и объем их прав зависит от общего характера и особенностей правопреемства. В числе правопреемников могут быть как физические, так и юридические лица. Юридическое лицо автором быть не может.

Вместе с тем на основе международных принципов взаимности может быть признан резидент – гражданин другого государства либо иностранное юридическое лицо. Применительно к наследникам, как одной из категорий так называемых производных субъектов авторского права, следует иметь в виду, что согласно ст.

1265 ГК к ним не переходят право авторства; право на имя; право на защиту репутации автора произведения. Вместе с тем защиту данных прав наследники могут осуществлять, при этом данное правомочие временем или сроками не ограничивается.

Другие права, а именно имущественные, согласно закону продолжают действовать в течение 70 лет после смерти автора (считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

В плане определения правомочий договорных правопреемников действуют все правила о договорах данных видов. Однако, следует помнить, что личные неимущественные права, согласно концепции российского гражданского законодательства, не передаются.

Источник: https://lektsii.org/2-2425.html

Смежные права: основные положения

Понятие и виды объектов смежных прав

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами.

Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже.

Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.

Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.

Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.

Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.

Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.

Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.

Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.

Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных.

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав”

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.

Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/prava-smezhnye-s-avtorskimi/smezhnye-prava/

Виды объектов смежных прав и их основные признаки

Понятие и виды объектов смежных прав

Авторскими правами обладает лицо, которое создало произведение любого характера. Это может быть, как физический объект, так и результат интеллектуальной деятельности.

В таких случаях создатель обладает исключительными правами.

Но некоторые из произведений могут стать объектом смежных прав. Это касается результатов совместной деятельности нескольких лиц или компаний.

Понятие и признаки объектов смежных прав по ГК РФ

Объектами смешанных прав являются такие произведения, которые могут использоваться не только лицом, создавшим их, но также и другой стороной. По сути смежное право – это возможность лица, которое не является автором, использовать результат деятельности создателя.

Основным признаком такой категории является, в частности, наличие права использовать произведение одновременно у двух сторон, в рамках достигнутой договоренности. Ещё одной чертой указанной возможности является основание наличия права. Пользоваться таким правом можно только в рамках заключенного договора.

Смежное право примыкает к авторскому, но является ограниченным, в части касающейся распоряжения результатом деятельности. То есть автор может передать возможность использования произведения другому исполнителю.

Виды, установленные в законодательстве

Объекты смежных прав перечислены в статье 1304 ГК РФ.

К ним отнесены:

  1. Результаты деятельности артистов, режиссеров и дирижеров, если исполнение произведений осуществляется в форме, которая позволяет их воспроизвести и распространить с помощью технических средств. Произведение должно сохранять свою узнаваемость.
  2. Фонограммы. К ним отнесены любые звуковые записи исполнений или других звуков. Исключением являются составляющая аудиовизуального произведения. Оно к фонограмме не относится.
  3. Передачи организаций эфирного и кабельного вещания, в том числе созданные ими, либо по их заказу.
  4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.
  5. Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не нужно регистрировать их объект.

О субъектах смежного права можно узнать в статье по ссылке.

Исполнение и постановка

Постановка и исполнение, как объект смежного права представляет собой создание визуального образа результата деятельности автора, в том числе и с использованием технических средств.

Например, написанная книга. Автор передает права режиссеру-постановщику. Последний вместе со своей группой готовит сценарий, а затем снимает кинофильм, либо ставит спектакль. Также примером могут быть стихи. Поэт написал их, композитор переложил на музыку, а певец исполнил. То есть в обоих случаях имеет место постановка и исполнение в рамках смежных прав.

Фонограммы

По сути фонограмма – это только звукозапись. К таковой отнесены как исполнения, так и другие звуки.

В случае с исполнением имеет место другой объект смежных прав. Соответственно необходимо получить разрешение владельца. Например, звуковая студия осуществляет запись с разрешения группы. Хотя чаще всего это происходит на основании заказа автора.

Несколько иначе ситуация складывается в случаях фиксации других звуков, например, шум природных явлений или пение птиц. На такие записи изготовитель фонограммы изначально получает право.

О знаке охраны смежного права можно прочитать в статье по ссылке.

Если фонограмма является частью аудиовизуального произведения, то смежное право на неё не распространяется.
Например, можно записать аудио ряд кинофильма. Нарушением закона это не будет, поскольку аудиовизуальное произведение – единый объект, включающий в себя в качестве составных частей видео и аудио.

Какие смежные права возникают при записи и использовании фонограммы рассказывает юрист:

Базы данных

База данных, как объект СП, представляет собой совокупность отдельных материалов, которые подобраны, обработаны и систематизированы автором. Такой объект должен быть создан с существенными финансовыми, материальными и организационными затратами.

В качестве примера могут выступать базы данных клиентов, абонентов или пользователей. Такие объекты являются результатом авторской работы и на них распространяются правила параграфа 1 главы 71 ГК РФ.

О том, каков срок действия смежного права, смотрите в статье по ссылке.

Сообщения передач в эфир и по кабелю

Данный продукт также является объектом смежных прав. Его отличительным признаком является вещание, а не другой вариант использования информации. Данный объект может быть результатом деятельности организации эфирного или кабельного вещания, либо создан по заказу таковой. Ярким примером такого объекта являются новости.

Свободное использовании интеллектуальной собственности

Законом предусмотрена возможность свободного использования произведений, то есть без получения согласия от автора или другого лица, обладающего правами.

Такое возможно в различных целях.

Личные (статья 1273 ГК РФ), за исключением:

  • Воспроизведение в форме зданий и сооружений.
  • Воспроизведение базы данных и компьютерных программ.
  • Репродукция книг и нотных текстов.
  • записи аудиовизуального произведения при его исполнении в месте, где присутствует значительное число лиц, не являющихся членами семьи.
  • Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Научные, учебные и культурные (статья 1274 ГК РФ):

  • Цитирование научных трудов, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
  • Использование произведений и их частей в качестве учебного материала.
  • Воспроизведение в СМИ, с целью доведения до сведения общества. Это касается политических речей, обращений и докладов.
  • Публичное исполнение в образовательных и медицинских инстанциях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
  • Запись на электронных носителях и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети.

Музыкальное произведение можно свободно использовать во время религиозной церемонии, например, похорон. Это правило указано в статье 1277 ГК РФ.

Допускается свободное использование и в случае производства по делу об административном правонарушении, дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства (статья 1278 ГК РФ).

Статья 1278 ГК РФ. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Свободное использование разрешено и в случаях краткосрочного пользования во время эфира, что определено статьей 1279 ГК РФ.

Организация должна уничтожить такую запись в течение полугода, с момента её изготовления. Такая запись может быть сохранена в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Объектами смежных прав в основном являются результаты интеллектуальной деятельности. Использовать их можно только по договоренности с автором. Допускается применение как всего произведения, так и его части.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/smezhnoe/obekty.html

Права, смежные с авторскими: понятие, объекты

Понятие и виды объектов смежных прав

Интеллектуальные права на рез-ты исполнительской деят-сти (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, относятся также личные неимущ-ные права.

Смежные права – это, прежде всего, права исполнителей.

Смежное право является производным от авторского.

объектам смежных прав относятся:

1. Исполнение артистов, исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров и постановки спектаклей, если эти исполнения выражены в форме, допускающих их воспроизведение с помощью техсредств.

Субъектом исполнения является артист – исполнитель или дирижер. Постановка – объект АП, аудиовизуальная запись – объект смежного права.

Субъект с согласия автора осуществляет запись / размещение в эфире.

2. Фонограммы – любые звукозаписи исполнителя за исключением звукозаписи включенное в аудиовизуальное воспроизведение

3. Сообщение передач организации эфирно – кабельного вещания

4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования.

5. Произведения науки, искусства, литературы, которые б. обнародованы после их перехода в общее достояние. Субъект этого п/отношения – публикатор созданного но не обнародованного произведения. 70 лет после смерти автора – кто первый опубликует – получит смежное право.

Смежные права носят самостоятельный характер только в тех случаях когда объекты не охраняются АП (исполнение фольклорного произведения). Чаще всего эти права находятся в юридической зависимости друг от друга, например артисту н. получить согласие автора на публичное исполнение его произведения. Производитель фонограмм д. получить соглашение автора и исполнителя.

Смежное право возникает также с момента возникновения объекта без формального обладания смежных прав м. оповещать публику о своих правах, проставляя на каждый экземпляр материального носителя знак охраны – (R) – repeat дата первой записи, наименование обладателя. Отсутствие его не лишает охраны обладателя.

Особенности:

1. Дополнительная свобода использования объектов смежных прав в личных неимущественных целях

2. Обладатель смежных прав вправе по договору передать свои права 3им лицам

3. Срок действия смежных прав – 50 лет с 1 янв. того года, который следует за годом в котором имел место юр. факт явившийся основанием для течения этого срока.

Для исполнителя первое опубликование (исполнение или постановка) фонограмма ограничена эфирным / кабельным вещанием – дата первой передачи в эфир по кабелю. Для публикатора – дата первой публикации.

В случаях, когда, произведения исполняются коллективно, то отношения м/у исполнителями сходны с отношениями соавторов, в то же время при исполнении прозведения коллективом разрешение на использование такого произведения другим лицам выдается только руководителями коллектива.

Исполнитель также обладает личными (право на имя и право на защиту от любого искажения, наносящего ущерб чести и достоинству исполнителя) и имущественными правами (право использовать произведение, постановку любыми способами и форме, право на получение вознаграждения за каждый вид использования). Запись исполнения / постановки м. воспроизводится без согласия исполнителя и выплаты вознаграждения в тех случаях когда первоначальная запись б. воспроизводится с его согласия.

Организация эфирно – кабельного вещания заключает договор с исполнителем и м. сразу приобрести исключительные права. Заключение договора м/у исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения попадает под действие АП.

Производитель фонограммы – любое лицо которое осуществляет первую звукозапись исполнителя только с согласия автора без лицензирования, и презюмируется что правообладатель смежных прав –лицо, указанное на фонограмме.

Права производителя охраняются в 2х случаях.

1. Если проиводитель фонограммы является гражданином РФ или ЮЛ зарегистрированное на территории РФ

2. Если фонограмма впервые опубликована на территории РФ

Смежные права ин. производителей признаются на территории России в соответствии с м/н договором.

Права производителя фонограмм – получает вознаграждение за каждый вид использования – воспроизведение, тиражирование, импортирование в целях распространения, переделывание или иная переработка, доводится до всеобщего сведения.

Т.к. фонограмма тесно связана с материальным носителем применяется принцип исчерпаемости права, исключение составляет прокат.

Смежные права эфирно – кабельного вещания признается в случае если организация имеет официальное нахождение на территории РФ и осуществляется трансляция с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ, ин. – так же как и производители фонограмм.

– эти организации вправе осуществлять:

1. одновременную трансляцию передач

2. Запись передачи, готовой для эфира

3. воспроизведение записи передачи

Обладатели смежных прав:

1. исполнители произведений; Исполнитель имеет следующие права:

1) право на собственное имя исполнителя;

2) право на неприкосновенность своего произведения;

3) право на распространение своего исполнения;

Исполнитель обязан соблюдать права автора.

Исполнители имеют свои права в течение всей жизни, но не менее 50-ти лет (т.е. если исполнитель умер до 50-ти лет со дня его исполнения, то права переходят к наследникам).

2. изготовители фонограмм (лица, осуществляющие звукозапись);

Изготовитель имеет право:

1) ставить своё имя на всех экземплярах звукозаписи;

2) неприкосновенность своей записи;

3) на получение вознаграждения за использование звукозаписи иными лицами.

Эти права сохраняются в течение 50-ти лет (срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом записи фонограммы).

3. организации эфирного и кабельного вещания;

Данные организации должны вещать на территории РФ и быть российскими (зарегистрированы на территории РФ). Право существует в течение 50-ти лет.

4. публикаторы;

Публикатор – это человек, который нашел произведение, на которое истекли сроки авторских прав. В дальнейшем все, кто хочет использовать это произведение, должны указать имя публикатора и выплатить ему вознаграждение.

5. изготовители базы данных (программы для ЭВМ);

Если база данных содержит не менее 10 тыс. единиц сведений, то тогда эта база данных явл. объектом смежных прав.

Если кто-то желает использовать сведения (полностью воспроизвести всю эту базу данных), ктрые содержатся в базе данных, он обязан выплатить вознаграждение изготовителя.

Существуют организации коллективного использования произведений (напр., Российская организация обладателей смежных прав), которые помогают авторам в реализации своих прав. Это общественные организации.

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву и производные от них, однако, полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

1. производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер.

По общему же правилу производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляет предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Смежные права изготовителя базы данных и публикатора менее связаны с авторскими правами.

2. Для возникновения и осуществления смежных прав закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Смежные права порождает сам факт создания соответствующего объекта.

3. Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений.

При этом в отношении большинства объектов смежных прав, несмотря на то что они являются результатами технической деятельности, устанавливаются как личные неимущественные, так и имущественные права; права организаций эфирного и кабельного вещания охватывают собой лишь имущественную сферу.

4. Иными являются и временные рамки действия смежных прав.

Права исполнителя:

Исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Коллективное исполнение.

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии – членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права.

Личные неимущественные:

а) право признаваться автором исполнения (право авторства);

б) право на указание своего имени или псевдонима при использовании исполнения (право на имя);

в) право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения (право на неприкосновенность исполнения). Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения любым не противоречащим закону способом. Примерный перечень способов использования:

-сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

-сообщение по кабелю, т.е. посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции и сообщения с использованием записи исполнения);

-запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

-воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части, в том числе запись в память ЭВМ;

-распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

-доведение записи исполнения до всеобщего сведения;

-публичное исполнение записи исполнения (исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи);

-прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

При этом исключительные права исполнителей не распространяются на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК). При таких условиях право на воспроизведение записи исполнения переходит к изготовителю фонограммы, а публичное исполнение записи исполнения, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения исполнителя с выплатой ему вознаграждения в соответствии со ст. 1326 ГК.

Источник: https://infopedia.su/8x2ab8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.