Правовые источники предпринимательской деятельности

Содержание

Источники предпринимательского права России: понятие, виды

Правовые источники предпринимательской деятельности

Термин «источник права» принято рассматривать в материальном и формальном направлении. Рассматривая источник права в материальном аспекте, под ним принято понимать ряд условий жизнедеятельности человека, общественные отношения, которые складываются реально.

В формальном же направление источником предпринимательского права является внешняя форма выражения норм предпринимательского права, иными словами, ряд разных способов закрепления, объективирования правил, которые сформировались в области предпринимательства и являются юридическими по своей сути.

Существует несколько видов источников предпринимательского права. Речь идет о нормативно-правовых актах, обычаях, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.

Россия относится к странам романо-германской правовой системы и поэтому в этой стране судебный прецедент не выступает в качестве источника права. Противоположная ситуация наблюдается в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США).

И тут важно отметить, что судебная практика относительно дел, связанных в применением норм предпринимательского права, которая нашла отражение в ряде постановлений пленумов и президиумов высших судебных инстанций, играет особую роль в выработке единого понимания и использования предпринимательского законодательства, формировании предложений относительно его улучшения.

Нормативно-правовой акт, как ключевой источник права РФ

В качестве ключевого источника права в России выступает нормативно-правовой акт. Существует несколько ведущих нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую работу.

  1. Прежде всего это конституция, для которой свойственно не только закреплять ряд общих принципов правового регулирования источника предпринимательской деятельности, упомянутых выше, но и устанавливать минимальные гарантии прав и интересов тех, кто является участником предпринимательских правоотношений, которые не могут ограничить одинаковую защиту каждой формы собственности, гарантии судебной защиты свобод и прав, возможности ограничения свобод и прав людей исключительно федеральным законом и исключительно в такой степени, в какой это важно для того, чтобы защитить основы конституционного строя, нравственности, интересов других лиц, обеспечить оборону государства и безопасность страны.

Замечание 1

Для конституции важно закреплять ряд предметов ведения РФ и ее субъектов. Речь об этом идет в ст.71-73.

  1. Ряд отраслевых кодексов.
  2. Ряд федеральных законов.
  3. Ряд подзаконных актов.
  4. Ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ, которые издаются законодательным и исполнительным органом субъектов РФ в рамках компетенции, которая установлена в ст.71-73 Конституции. Для них недопустимо не соответствовать федеральному законодательству.
  5. Ряд муниципальных правовых актов, которые принимаются относительно вопросов, которые имеют отношение к осуществлению права собственности на имущество, которое принадлежит муниципальным образованиям.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Обычаи: определение и особенности

В качестве источников российского предпринимательства выступают и обычаи.

Определение 1

В качестве обычая выступает правило поведения, которое сложилось и широко используется в определенной сфере предпринимательской или иной работы, оно не предусмотрено законодательством, и на это не влияет то, закреплено оно или нет в каком-нибудь документе.

Для обычаев, которые противоречат обязательным для участников соответствующих отношений ряду положений законодательства или договоров, не применимы.

Для обычаев свойственно использоваться в ситуациях, которые прямо указаны в законодательстве. Множество статей ГК содержат отсылки к обычаям.

Создание правового обычая связано со сложением двух частей. Речь идет о внутренней (когда соблюдаются сложившиеся правила участниками гражданского оборота) и внешней (когда придется обязательная сила обычаю при помощи прямого указания на него в ряде правовых норм) частях. Исходя из этого, для обычая важно быть санкционированным страной для того, чтобы выступить в качестве источника права.

Важно видеть разницу между обычаем и обыкновением. Для обычая характерно существовать самостоятельно от воли сторон, которые заключают договор, и использоваться как общее правило (в ситуациях, когда стороны не пришли к общему мнению относительного иного, когда иное е установлено в законе).

Для деловых обыкновений свойственно использоваться в ситуациях, когда в договоре стороны пришли к общему мнению или в ситуациях, когда договор допускает предположение намерения сторон основываться на том или ином обыкновении. В качестве делового обыкновения выступает предполагаемое условие договора. В ситуациях, когда данного условия нет в договоре, то для обыкновения не допустимо выступать в качестве обязательного правила.

Еще один вид источника российского предпринимательского права – это общепризнанный принцип и норма международного права и международный договор РФ.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/predprinimatelskoe-pravo/istochniki-predprinimatelskogo-prava-rossii/

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право

Правовые источники предпринимательской деятельности

Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

 Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права:

  • Конституция РФ,
  • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
  • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

Основные принципы предпринимательского права :

  • свобода предпринимательской деятельности,
  • свобода договора,
  • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
  • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
  • свобода конкуренции и ограничение монополии,
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
  • законность предпринимательской деятельности.

 Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели).

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

  • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
  • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

Правовой режим предпринимательской деятельности

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

  • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
  • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений:

  • налоговый (общий и специальный),
  • таможенный,
  • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

  • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
  • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

  • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

Методы государственного регулирования:

  • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
  • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
  • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

  • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
  • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

  • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
  • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
  • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

Методы защиты предпринимателя своих прав:

Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

  • искового заявления по экономическим и иным делам;
  • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • по делам о несостоятельности (банкротстве);
  • по делам особого производства;
  • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
  • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

 Источники:

  • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
  • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
  • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
  • постановления Правительства РФ и т. д.

Уровни антимонопольного законодательства:

  • федеральный;
  • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

Источники предпринимательского права | Студент-Сервис

Правовые источники предпринимательской деятельности

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель – орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:

  1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.
  2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”.
  3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации “О стандартизации”, “Об охране окружающей среды”.

Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.

1.Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.

Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

Так, в соответствии со ст.

71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан.

Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.).

Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.

Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров – все это представлено в ГК РФ.

Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 – различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

  • законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”;
  • Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О финансово-промышленных группах” и др.;
  • законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР “об инвестиционной деятельности”, федеральные законы “О связи”, “О рекламе” и др.;
  • законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”, “закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” и др.;
  • законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Закон РФ “О стандартизации”, Закон РФ “О сертификации продукции и услуг”, Федеральный закон “Об экологической экспертизе” и др.

4. Подзаконные акты Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.

Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало

Постановление Правительства РФ “о лицензировании отдельных видов деятельности”. В этом смысле более обосновано появление среди актов – источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

“О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли”.

Большой массив источников предпринимательского права – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

“О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня.

Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему.

Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом.

Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ “обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе”.

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора.

Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/istochniki-predprinimatelskogo-prava/

Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

Правовые источники предпринимательской деятельности

Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.

Понятие и сущность источников предпринимательского права

Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:

  1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
  2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
  3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.

Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.

Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

http://www.plam.ru/bislit/predprinimatelskoe_pravo/p2.php

Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы

Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:

  1. В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
  2. Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
  3. В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
  4. Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
  5. С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.

Классификация источников российского предпринимательского права

Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.

По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:

  • государством;
  • местными органами самоуправления;
  • негосударственными структурами;
  • непосредственно населением в результате референдума.

По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
  • федеральные законы РФ;
  • подзаконные акты;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты.

Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституция РФ п. 1 ст. 8

http://constitutionrf.ru

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ

Основной закон нашей страны:

  • устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
  • гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
  • закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.

На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.

Третья ступень — федеральные законы:

  • регулирующие отдельные рынки;
  • устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
  • регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
  • определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.

К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.

Субъекты РФ в рамках действующей Конституции могут принимать свои законы, которые не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.

И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.

Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ

Обычаи делового оборота

Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Гражданский кодекс РФ, ст.5

http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/

ГК РФ допускает использование таких обычаев:

  • при проверке качества товаров и услуг;
  • при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
  • в ряде частных случаев использования правил о подряде;
  • при определении соответствия комплектности поставки товара;
  • при оформлении договора банковского вклада.

Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается

В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.

: доступно и подробно о предпринимательском праве

Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются — принимаются новые законы и прекращают действовать старые.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/predprinimatelskoe-pravo/registratsiya/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Источники правового регулирования предпринимательской деятельности

Правовые источники предпринимательской деятельности

Под источниками предпринимательского права в формальном смысле понимаются разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

К источникам предпринимательского права можно отнести:

  • правовой обычай (общепризнанные принципы и нормы международного права, обычаи делового оборота);
  • нормативные правовые акты государственных органов;
  • нормативные правовые акты организаций (корпоративное право);
  • правовой договор.

Законодательство о предпринимательской деятельности – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы:

  1. законы;
  2. акты федеральных органов государственного управления;
  3. акты государственных органов исполнительной власти;
  4. акты исполнительных органов субъектов РФ.

Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований:
1)    по юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов:

  • законы;
  • подзаконные акты.

2)    по сфере законодательного регулирования, установленной в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты:

  • федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.71-72 Конституции РФ);
  • законы субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ).

3)    по масштабу действия:

  • нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства;
  • акты локального регулирования (корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и иных локальных актах хозяйственных обществ и товариществ).

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон – нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название “судебная практика”.Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России.

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-pravovogo-regulirovaniya-predprinimatelskoy-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.