Причина происшествия

Примерный классификатор по видам происшествий и причинам несчастного случая

Причина происшествия

Наименование причиныКод
1.Конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования01
2.Несовершенство технологического процесса02
3.Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования03
4.Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории04
5.Нарушение технологического процесса05
6.Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств06
7.Нарушение правил дорожного движения07
8.Неудовлетворительная организация производства работ08
9.Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест09
10.Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, в т.ч.10
10.1.Непроведение инструктажа по охране труда10.1
10.2.Непроведение обучения и проверки знаний по охране труда10.2
11.Неприменение работником средств индивидуальной защиты в том числе:11
11.1.Вследствие необеспеченности ими работодателем11.1
12.Неприменение средств коллективной защиты12
13.Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, в т.ч.13
13.1.Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения13.1
14.Использование пострадавшего не по специальности14
15.Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев15

Виды происшествий

№№Наименование вида (типа)Код
1Транспортные происшествия, в т.ч.01
1.1.на железнодорожном транспорте01а
1.2.на водном транспорте01б
1.3.на воздушном транспорте01в
1.4.на наземном транспорте01 г
происшедшие:
1.5.В пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя (или сторонней организации на основании договора с работодателем)011
1.6.Во время служебных поездок (в т.ч. в пути следования в служебную командировку) на общественном транспорте012
1.7.Во время служебных поездок на личном транспортном средстве013
1.8.Во время пешеходного передвижения к месту работы014
2.Падение пострадавшего с высоты, в т.ч.02
2.1.Падение на ровной поверхности одного уровня, включая:021
2.1.1.Падение на скользкой поверхности, в том числе покрытой снегом или льдом0211
2.1.2.Падение на поверхности одного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания0212
2.2.Падение при разности уровней высот (с деревьев, мебели, со ступеней, приставных лестниц, строительных лесов, зданий, оборудования, транспортных средств и т.д.) и на глубину (в шахты, ямы, рытвины и др.)022
3.Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр., в т.ч.03
3.1.Обрушение и осыпь земляных масс, скал, камней, снега и др.031
3.2.Обвалы зданий, стен, строительных лесов, лестниц, складированных товаров и др.032
3.3.Удары падающими предметами и деталями (включая их осколки и частицы) при работе (обращении) с ними033
3.4.Удары случайными падающими предметами034
4.Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д., в т.ч.04
4.1.Контактные удары (ушибы) при столкновении с движущимися предметами, деталями и машинами (за исключением случаев падения предметов и деталей), в том числе в результате взрыва041
4.2.Контактные удары (ушибы) при столкновении с неподвижными предметами, деталями и машинами, в том числе в результате взрыва042
4.3.Защемление между неподвижными и движущимися предметами, деталями и машинами (или между ними)043
4.4.Защемление между движущимися предметами, деталями и машинами (за исключением летящих или падающих предметов, деталей и машин)044
4.5.Прочие контакты (столкновения) с предметами, деталями и машинами (за исключением ударов (ушибов) от падающих предметов)045
5.Попадание инородного тела05
5.1.Через естественные отверстия в организме051
5.2.Через кожу (край или обломок другого предмета, заноза и т.п.)052
5.3.Вдыхание и заглатывание пищи либо инородного предмета, приводящее к закупорке дыхательных путей053
6.Физические перегрузки и перенапряжения06
6.1.Чрезмерные физические усилия при подъеме предметов и деталей061
6.2.Чрезмерные физические усилия при толкании или демонтировании предметов и деталей062
6.3.Чрезмерные физические усилия при переноске или бросании предметов063
7.Воздействие электрического тока, в т.ч.07
7.1.Природного электричества (молнии)071
8.Воздействие излучений (ионизирующих и неионизирующих)08
9.Воздействие экстремальных температур и других природных факторов09
9.1.Воздействие повышенной температуры воздуха окружающей или рабочей среды091
9.2.Воздействие пониженной температуры воздуха окружающей или рабочей среды092
9.3.Соприкосновение с горячими и раскаленными частями оборудования, предметами или материалами, включая воздействие пара и горячей воды093
9.4.Соприкосновение с чрезмерно холодными частями оборудования, предметами и материалами094
9.5.Воздействие высокого или низкого атмосферного давления095
10.Воздействие дыма, огня и пламени10
10.1.Воздействие неконтролируемого огня (пожара) в здании или сооружении101
10.2.Воздействие неконтролируемого огня (пожара) вне здания или сооружения, в том числе пламени от костра102
10.3.Воздействие контролируемого огня в здании или сооружении (огня в печи, камине и т.д.)103
10.4.Повреждения при возгорании легковоспламеняющихся веществ и одежды104
11.Воздействие вредных веществ11
11.1.Воздействие вредных веществ путем вдыхания, попадания внутрь или абсорбции в результате неправильного их применения или обращения с ними111
11.2.Воздействие вредных веществ (в том числе алкоголя, наркотических, токсических или иных психотропных средств) в результате передозировки или злоупотребления при их использовании112
12.Повреждения в результате нервно-психологических нагрузок и временных лишений (длительное отсутствие пиши, воды и т.д.)12
13.Повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми и пресмыкающимися13
13.1.Укусы, удары и другие повреждения, нанесенные животными и пресмыкающимися131
13.2.Укусы и ужаливания ядовитых животных, насекомых и пресмыкающихся132
13.3.Повреждения в результате контакта с колючками и шипами колючих и ядовитых растений133
14.Утопление и погружение в воду, в т.ч.14
14.1.Во время нахождения в естественном или искусственном водоеме141
14.2.В результате падения в естественный или искусственный водоем142
15.Повреждения в результате противоправных действий других лиц15
16.Повреждения в результате преднамеренных действий по причинению вреда собственному здоровью (самоповреждения и самоубийства)16
17.Повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера, в т.ч.17
17.1.В результате землетрясений, извержений вулканов, снежных обвалов, оползней и подвижек грунта, шторма, наводнения и др.171
17.2.В результате аварий, взрывов и катастроф техногенного характера172
17.3.В результате взрывов и разрушений криминогенного характера173
17.4.При ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера174
18.Воздействие других неклассифицированных травмирующих факторов18

Источник: https://r75.fss.ru/directions/neschastniki/30091.shtml

Основные виды и причины ДТП

Причина происшествия

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий.

 Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий.

К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом.

Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

 классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку».

Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя.

Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Оказалась ли эта публикация полезной для вас? Оказалась полезной для: 94 чел.

Источник: https://pdd.guru/osnovnye-vidy-i-prichiny-dtp.html

Как определить коренные причины несчастного случая: пошаговый алгоритм

Причина происшествия

17 января 2020 | Просмотров 500

Вилочный погрузчик потерял контроль – на складе произошла авария. У погрузчика разлилось масло, рабочий поскользнулся на луже и получил травму головы.

После расследования починили тормоза у погрузчика, провели внеплановый инструктаж, внеочередную проверку знаний и забыли. Через месяц произошла аналогичная авария, но в этот раз погиб человек.

В статье расскажем, как внедрить систему определения коренных причин и прервать цепочку повторяющихся несчастных случаев.

Николай САЧКОВ,директор по развитиюнаправления «Охранатруда и экология»Группы компаний SRG

Шаг 1. Определите состав группы

Экспертов для системы определения коренных причин выбирают из руководителей высшего и среднего звена организации. В их состав должны входить компетентные сотрудники, у которых есть необходимые полномочия в организации для проведения расследования.

Назначьте работников, которые будут участвовать в системе определения коренных причин и распишите их обязанности в локальных документах. Отдельно выберите ответственного за проведение определения коренных причин в целом по организации (далее – Ответственный).

Он должен контролировать работу системы и служить связующим звеном между рабочими группами и руководством организации.

Важно!

Определение коренных причин проводят независимо от расследования несчастного случая, предусмотренного требованиями трудового законодательства.

Состав группы для конкретного несчастного случая выбирают из общего числа экспертов системы определения коренных причин в зависимости от характеристик происшествия. После несчастного случая Ответственный выбирает подходящих экспертов и создает две группы для определения коренных причин. Первая рабочая группа проводит расследование, вторая – контролирует процесс.

Пример

Для определения коренных причин несчастного случая с погрузчиком, Ответственный создал рабочую группу, в которую входили: специалист по охране труда, главный энергетик, главный инженер, руководитель производственной службы и опытный водитель погрузчика. Руководителем группы назначили менеджера по безопасности.

Чтобы не растягивать расследование устанавливают сроки, в которые группа должна определить коренные причины. Его прописывают в локальных документах, как правило, 20 календарных дней с момента происшествия. Если по объективным причинам группа не может завершить работу во время, руководитель группы должен сообщить об этом Ответственному и продлить срок расследования.

Шаг 2. Обучите сотрудников

Сотрудники, которые будут участвовать в системе определения коренных причин, должны пройти обучение. Специалист по охране труда совместно с менеджером по безопасности разрабатывают учебный курс.

Ключевым элементом курса делают кейсы – примеры определения коренных причин несчастных случаев.

Отдельно организуют ознакомительное обучение для группы, которая будет контролировать процесс определения причин.

Назначьте ответственного за обучение и составьте график занятий. Как правило, учебные курсы ведут менеджеры по безопасности, которые имеют практический опыт анализа коренных причин несчастных случаев.

Пример

В программу учебного курса включают несколько блоков.

Сотрудники должны научиться составлять временную последовательность: определять перечень условий, действий, событий и состояний, которые привели к происшествию.

Затем нужно освоить технику выявления технических и поведенческих причин несчастного случая. В конце курса сотрудников учат проводить анализ достоверности определенных ими причин.

Шаг 3. Распланируйте работу

После того, как произошел несчастный случай, руководитель группы по определению коренных причин собирает совещание. На нем все члены группы изучают первичные материалы об обстоятельствах несчастного случая: результаты осмотра места происшествия, объяснительные и. т. д. Руководитель планирует дальнейшую работу по сбору информации и распределяет задачи.

Рабочая группа разрабатывает перечень вопросов, на которые надо получить ответы на начальном этапе расследования. Составляет список сотрудников, с которыми следует провести беседу. В зависимости от характера несчастного случая проводят отбор документов, которые нужно изучить. При необходимости назначают дополнительные исследования: осмотр местности, экспертизы и т.д.

Пример

Для определения коренных причин несчастного случая с погрузчиком составили перечень вопросов:

  • почему новый сотрудник управлял автопогрузчиком; 
  • сколько тренировок прошел молодой водитель; 
  • почему оборудование не заблокировалось; 
  • почему молодой сотрудник не имел явных знаков отличия; 
  • по какому графику работают сотрудники транспортного цеха; 
  • проходил ли погрузчик технический осмотр;
  • есть ли в компании программа профилактического обслуживания?

Для расследования на беседы пригласили водителя погрузчика, начальника транспортного цеха, техника, руководителя ремонтной службы, свидетелей несчастного случая.

Отобрали документы для изучения: инструкции по охране труда, должностные инструкции, паспорт погрузчика, регламент работы ремонтной службы, журнал проверок, личное дело водителя.

Назначили осмотр местности и экспертизу технического состояния погрузчика.

Шаг 4. Соберите информацию

На этапе сбора информации рабочая группа выполняет план, утвержденный на совещании. Чтобы сотрудники собрали максимально полный объем информации, для них разрабатывают инструкции. Их составляет Ответственный совместно с менеджером по безопасности, который имеет практический опыт определения коренных причин.

Пример

Рабочая группа по определению коренных причин несчастного случая с погрузчиком провела фото и видео фиксацию места происшествия. Чтобы восстановить события организовали постановку происшествия. Руководитель группы подобрал независимую экспертную организацию, которая выполнила полный технический осмотр погрузчика.

https://www.youtube.com/watch?v=kY0vc1JHB-Y

Чтобы опрос сотрудников проходил продуктивно, нужно научить рабочую группу проводить беседы. Встречи нужно планировать заранее, чтобы уделить достаточно времени каждому работнику и не заставить ждать остальных. Согласуйте время бесед с руководством.

Для встреч нужно подобрать удобное помещение. Следите, чтобы одного человека не опрашивали более трех членов группы, оптимально – двое.

Представьтесь и объясните, что от того насколько правильно получится определить коренные причины зависит дальнейшая безопасность каждого работника коллектива.

Сделайте акцент на том, что ваша цель не найти виновных, а определить и устранить недостатки в системе управления, чтобы подобные несчастные случаи не повторялись.

Во время беседы дайте собеседнику возможность рассказать о несчастном случае собственными словами. Далее задайте дополнительные вопросы: начните с открытых, которые потребуют развернутых ответов, затем перейдите к уточняющим.

Закончите беседу закрытыми вопросами, которые предполагают ответы «да» или «нет». Во время встречи ведите записи: тезисно записывайте основные моменты. После собеседования удостоверьтесь, что правильно поняли и записали факты.

Для сбора информации при необходимости привлекают экспертов из сторонних организаций. В расследовании коренных причин несчастного случая связанного с пожарной безопасностью для экспертизы привлекают сотрудников МЧС. Если несчастный случай произошел при работах на высоте, в расследовании поможет эксперт по промышленному или спортивному альпинизму.

Шаг 5. Систематизируйте информацию и проведите анализ

Чтобы систематизировать собранную информацию и представить ее в формате удобном для анализа, рабочая группа составляет дерево причин. Для этого к полученным фактам и событиями последовательно задают вопросы «почему?» (рисунок 1).

В результате группа получает несколько ветвей, каждая из которых приведет к нескольким коренным причинам несчастного случая. В основе лежит принцип множественности причин, согласно которому, происшествия обычно вызваны не одной причиной, а несколькими.

Разные неблагоприятные обстоятельства, неверные решения, ошибочные действия, сходятся в одной точке времени, и тогда происходит несчастный случай или авария.

Схема 1. Как составить дерево причин

Группа анализирует причины происшествия и находит недостатки системы управления. Несчастный случай может быть последствием несовершенства системы материально-технического обеспечения, управления кадрами, обмена информацией и т. д.

Поэтому анализировать нужно не только систему управления охраны труда и промышленной безопасности. Коренные причины располагают над элементами системы управления организации, из-за недостатков в которых они появились.

Пример составления дерева причин смотрите на схеме 2.

Схема 2. Дерево причин для несчастного случая с погрузчиком

Пример

Если при расследовании выяснилось, что молодой водитель выехал на линию в нетрезвом состоянии, это не значит, что коренной причиной будет его персональная вина. Такая ситуация может сигнализировать о системных проблемах в организации:

1. Не выделили достаточное количество исправных алкотестеров для ежедневной проверки всех водителей.

2. Не назначили ответственных за предрейсовый медосмотр водителей.

3. Не проводили мероприятия по повышению уровня мотивации персонала на безопасное поведение.

4. Не установили контроль со стороны непосредственного руководителя.

Опасные действия пострадавшего нельзя считать корневой коренной причиной происшествия. Неважно, осознанные это действия, или нет. При расследовании нужно выяснить в какой системе управления есть недостаток, который связан с действиями сотрудника. За любой ошибкой человека на производстве стоят системные проблемы, которые требуют детального анализа и корректирующих мероприятий.

Шаг 6. Разработайте корректирующие мероприятия

Рабочая группа составляет список корректирующих мероприятий, которые устранят недостатки в системе управления. Сначала прописывают экстренные меры, чтобы временно решить проблемы и снизить риски. Затем – долгосрочные мероприятия, которые со временем полностью устранят недостатки.

Пример

После аварии с погрузчиком комиссия по расследованию несчастного случая остановила все работы на погрузчиках. Рабочая группа по определению коренных причин в свою очередь приняла дополнительные экстренные корректирующие мероприятия.

Руководитель группы позаботился о том, чтобы сотрудники не контактировали с источником опасности, для этого в транспортном цехе установили предупреждающие знаки. После чего провели внеплановое техническое обслуживание всех погрузчиков.

На информационных стендах организации разместили краткий анализ происшествия.

К долгосрочным корректирующим мероприятиям рабочая группа отнесла установку блокировки движения погрузчиков, а также ремонт и утилизацию неисправной техники. Поставили задачи разработать правила и инструкции, организовать обучение по поведению в экстренных ситуациях. Внесли предложение о том, чтобы спецодежда начинающего персонала содержала отличительный знак.

Корректирующие мероприятия проводят на всех участках организации, на которых может произойти аналогичный несчастный случай. Руководитель группы назначает ответственных за исполнение корректирующих мероприятий и устанавливает сроки.

Важно!

Устанавливайте короткие, но реальные сроки на выполнение корректирующих мероприятий.

Шаг 7. Оформите документы

В Российской Федерации нет законодательных требований к порядку определения коренных причин, поэтому оформлять результаты можно в любой удобной форме. Администрация организации выбирает подходящие для себя варианты отчетов и прописывает порядок их предоставления в локальных документах.

Пример

Руководитель группы оформляет отчет о результатах определения коренных причин.

К нему прилагает: фотографии и схемы места аварии, список опрошенных и результаты опросов, объяснительные пострадавшего и причастных к происшествию, список и акты проведенных экспертиз и их заключений, дерево причин, перечень коренных причин.

Также он представляет в отчете выдержки из нормативных документов, действующих в организации, которые нужны для определения коренных причин. Такими документами могут быть положения, стандарты, инструкции и т. д.

Руководитель группы передает отчет на утверждение Ответственному. Он направляет его вышестоящему руководителю, с которым согласовывают корректирующие мероприятия.

После утверждения отчет хранят в службе охраны труда в течение пяти лет, отдельно от материалов расследования, произведенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По истечении 5 лет материалы сдают в архив организации.

Подготовьте дежурные наборы для рабочей группы

Позаботьтесь о том, чтобы у рабочей группы по определению коренных причин были дежурные наборы для осмотра места происшествия. Продумайте, что нужно в него включить. Это могут быть: цифровой фотоаппарат, блокнот для записей, письменные принадлежности, фонарик, диктофон, рулетку, масштабную линейку 10 см, для создания масштаба при фотографировании мелких объектов.

Источник: Справочник специалиста по охране труда № 9, сентябрь 2018 года

Источник: https://srg-eco.ru/article/kak-opredelit-korennye-prichiny-neschastnogo-sluchaya-poshagovyy-algoritm/

Ещё одна статья про причины ДТП (более подробная) — DRIVE2

Причина происшествия

Любое дорожно-транспортное происшествие имеет причины, которые подразделяются на субъективные и объективные.

К субъективным причинам ДТП относятся:

нарушение Правил дорожного движения;
нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Оставление места ДТП участником дорожного движения — отдельная категория нарушения, влекущего за собой административную либо уголовную ответственность.

Объективными причинами являются:

недостатки в планировании улиц и любых других проезжих частей;освещенность проезжей части в темное время суток;

состояние дорожного покрытия, различные средства регулирования и дорожные знаки, а также техническая исправность автотранспортных средств.

Понимание водителем причин и условий ДТП, их анализ, определение степени и возможности влияния на механизм ДТП имеют большое значение для профилактики ДТП при условии, однако, что их связь с происшествием является реальной.

Водителю важно знать те причины ДТП, которые способствовали его криминальному исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за которые предусмотрено уголовное наказание или обратиться к автоадвокату.

Если само дорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложное явление, то можно сделать вывод, что каждому ДТП предшествует несколько различных и совокупных причин.

Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителей транспортных средств: превышение скорости в опасных условиях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транспортом в состоянии опьянения и др.

Среди причин, связанных с поведением водителя, присутствуют и такие, как его физические недостатки, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность и некоторые другие.

Разнообразно значение причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств — неисправные тормоза, неисправное рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др.

Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они также многообразны и многопрофильны: несоответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТа, несоблюдение безопасных продольного и поперечного профилей, выбоины, стертая разметка и т.д.

Самой же главной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Водителю необходимо знать смысл понятия «дорожное движение».

Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам, что может иметь существенное практическое значение.

Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны, помимо ПДД, соблюдать и другие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности исходя из особенностей транспортировки грузов — минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение на проезжей части и так далее.

Однако, перечисленные документы не должны противоречить ПДД.

Кроме того, необходимо отметить, что содержание термина «дорожное движение» шире его понятия, так как движение может происходить не только по «дорогам», но и в других местах — в поле, во дворе, на строительной площадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах.

ДТП, характеризующиеся скоротечностью происходящего, чаще всего вызываются комплексом субъективных и объективных факторов, причинная связь которых бывает довольно сложной, что вызывает определенные трудности у водителя по оценке транспортной ситуации.

Классификация ДТП

столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности ;

опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп ;

наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о любой неподвижный предмет: столб, дерево, мачта городского освещения, ограждение и т.д.);

наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от упавшего перевозимого транспортным средством груза или предмета ;

наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на животных, на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам.

К прочим происшествиям относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавшее столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или на другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.

https://www.youtube.com/watch?v=MParWDA0B-A

Каждый из этих случаев оговорен в Правилах дорожного движения и в случае нарушения какого-либо конкретного пункта, предусматривается административная или уголовная ответственность в зависимости от наступивших последствий.

К числу погибших при ДТП относятся люди, скончавшиеся не только на месте происшествия, но и от полученных травм в течение 7 суток с момента ДТП.

К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

Имеет значение не срок обращения пострадавшего в лечебное учреждение, а наличие прямой причинно-следственной связи между полученными травмами и ДТП.

Юридическая литература и практика

к наиболее распространенным причинам ДТП относят:

превышение установленной скорости движения (17% ДТП); несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, т.е. такой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке впереди идущей машины избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения п. п. 9. 10 ПДД — более 2,5% ДТП;

нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках, когда у водителя, движущегося по второстепенной дороге при перепаде уклона дороги отсутствует достаточная зона видимости и он не имеет возможности видеть проезжую часть перед обгоняемым автомобилем;

управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25% ДТП);

нарушение правил обгона (почти 15% ДТП) ; несоблюдение очередности проезда ;

нарушение правил маневрирования, перестроение, поворот или разворот (9%, ДТП);

другие причины — резкое торможение, не подача световых указателей маневра перестроения, поворота, разворота, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем.

Источник: https://www.drive2.ru/b/2656861/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.