Проблемы охраны авторских прав

Как защитить авторское право?

Проблемы охраны авторских прав

Дата: 10.12.2020

Право называться автором не только «греет душу», удовлетворяя потребность в признании, но и дает возможность заработать. Ведь только автор решает, как можно будет использовать произведение. Захочет, сам опубликует на каком-нибудь ресурсе или передаст право на использование другим лицам за деньги. Не захочет, так спрячет в стол до лучших времен.

Но самое обидное для автора — узнать, что кто-то использует его произведение, даже не спросив разрешения (про то, что доходами от такого использования никто не делится, думаем, даже говорить не стоит). Поэтому так важно понимать механизм правовой охраны интеллектуальной собственности.

Проблемы охраны авторских прав

Присваивать себе результаты чужого интеллектуального труда без согласия автора законом запрещено. При этом авторские права крайне уязвимы с точки зрения обеспечения правовой защиты.

Они возникают по факту создания произведения, но нигде не фиксируются. Без официальной процедуры регистрации прав очень сложно доказывать воровство и наказывать виновных.

Однако, сложно не значит невозможно.

В век интернета желающих выдать чужое творчество «за свое» хоть отбавляй. Причем многие даже не понимают, что, используя забавную картинку, видеоролик или фотографию из социальных сетей, они нарушают закон и чьи-то права. Поэтому первое, что нужно сделать автору, это обозначить «свои привилегии»:

  • проставить значок охраны авторских прав (латинская буква «С» в кружочке, наверняка видели ©)
  • прописать запрет на копирование материалов;
  • наложить на изображение водяные знаки с именем автора.

Также можно заверить у нотариуса распечатанную картинку или страницу интернет-сайта. Это позволит закрепить первенство и выиграть спор об авторстве.

Еще одно затруднение, с которым приходится сталкиваться в сфере интеллектуальной собственности, это открытый перечень объектов авторского права. Под правовую охрану попадают практически любые продукты творчества: от проектов, макетов и чертежей до комиксов и видеороликов. Поэтому автор вынужден доказывать не только факт нарушения его прав, но и то, что «творение» охраняется законом.

Например, не являются объектом авторского права: анекдоты, народные сказки, новости, идеи, открытия и др. Но если язык программирования невозможно превратить в объект охраны, то программу ЭВМ как интерпретатор языка — вполне. То есть правовых нюансов очень много.

Был один забавный случай в судебной практике, когда визажист не только запретил коллеге использовать придуманный им уникальный макияж, но и взыскал с виновника компенсацию (решение по делу №2-177/2012).

Авторское право в интернете

Подразумевается, что размещение любого контента в интернете производится только правообладателем —автором или иным лицом, получившим такие права на основании договора.

Обратите внимание!

Отсутствие прямого запрета не является согласием автора на использование материалов другими лицами в коммерческих целях.

Со своей стороны, многие интернет-ресурсы активно противодействуют воровству продуктов чужого творчества. Правила размещения контента:

  • устанавливаются жесткие требования к уникальности материалов;
  • разъясняют способы использования заимствованного контента (цитирование, ссылки на источники);
  • предупреждают о санкциях за несоблюдение установленных норм.

Как только правообладатель выявил нарушение, ему следует четко сформулировать претензию. Например, он может потребовать:

  • удалить контент, размещенный без разрешения;
  • указать ссылку на автора;
  • выплатить компенсацию (возместить убытки).

При этом для любителей плагиата установлена не только гражданская ответственность, но и уголовная (при размере ущерба от 100 тыс. рублей). Автор имеет полное право написать заявление в правоохранительные органы и одновременно подать в суд иск о выплате компенсации. Размер таких выплат отличается широким диапазоном:

  • от 10 тыс. до 5 млн. рублей;
  • двукратная стоимость контрафакта;
  • двойной размер вознаграждения за подобные произведения.

Однако, без серьезных доказательств на успех даже не стоит рассчитывать. Российские суды крайне неохотно компенсируют авторам причиненный вред. А если и соглашаются, то предпочитают использовать минимальную ставку в 10 тысяч рублей. Чтобы получить щедрое возмещение, потребуется много терпения и знания.

Источник: https://xn--80aeec0cfsgl1g.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100

Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета

Проблемы охраны авторских прав

Доклад на II Всероссийской конференции «Право и Интернет: теория и практика»

Семилетов Станислав Иванович, Институт государства и права РАН

Правовая основа охраны авторских прав и Интернет: проблемы и противоречия

Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Причем неимущественные права, а именно право на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды.

Имущественные права (копирайт) защищают исключительные права автора на произведение – его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата.

Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора.

В соответствии со ст.9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, какого-либо специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Отсюда следует, что при доказывании нарушений авторских прав приоритет создания произведения имеет не столь существенное значение, а важен именно факт создания произведения творческим трудом самого автора, причем независимо от времени создания и материальной формы исполнения произведения.

И доказывать нарушение своих авторских прав должен сам автор.

Такое положение обусловлено нематериальной информационной сущностью произведения как объекта права, которое объективно существует независимо от материального носителя и даты первой публичной публикации или первого публичного исполнения.

Следует отметить, что среди научной общественности проблема соблюдения имущественных прав не стоит так остро, здесь как раз важнее приоритет, так как он в научном мире определяет во многом престиж и профессиональный статус ученого.

Следом за созданием электронных библиотек и размещением авторских произведений на сайтах в Интернете встали проблемы охраны и защиты авторского права, нуждающиеся в новых правовых механизмах регулирования.

Поэтому юристам очень важно найти такие правовые механизмы, которые обеспечат правовую охрану и защиту авторских прав в Интернете, не ограничивая возможности автора использовать Интернет для распространения своих произведений и прав других на получение и использование информации.

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты.

Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права.

Проблема не в том, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании, а в том, что «пока никто не пытался пресечь их нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами».

Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны априорно предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав.

Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства РФ. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее.

Это связано с обеспечением доказательств нарушений авторских прав в Интернете, а также неготовностью инфраструктуры судов и судейского корпуса по исковым делам по нарушению авторских прав, связанных с тем или иным использованием Интернета, что и является камнем преткновения в проблеме защиты авторских прав в Интернете.

Источник: https://ifap.ru/pi/02/r18.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.