Развитие интеллектуальной деятельности

Развитие интеллектуальной деятельности личности будущих специалистов | Мир Психологии

Развитие интеллектуальной деятельности

Рассматривая феномен интеллектуальной деятельности личности в качестве психического процесса, мы определяли его функциональную роль в структуре личности и выявляли те качества личности, которые непосредственно связаны с развитием изучаемого феномена. Действительную основу личности составляет то особое строение ее интеллектуальной деятельности, которое возникает на определенном этапе взаимодействия субъекта с миром.

Необходимость исследования феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде обусловлена противоречиями между:

  • объективной потребностью российского общества в повышении национального интеллекта в связи с переходом к новому технологическому укладу в современной экономике и отсутствием стратегии развития феномена интеллектуальной деятельности личности в образовательной системе;
  • постоянно растущим уровнем требований, предъявляемых к личности, характеру интеллектуальной деятельности в современных условиях, и отстающим от него уровнем ее продуктивности;
  • уровнем интеллектуального потенциала личности и степенью его реализации в интеллектуальной деятельности;
  • усложнением структуры феномена интеллектуальной деятельности личности и психологическими барьерами его проявления;
  • изменением места деятельности в современной жизни, порождением ее новых видов и отсутствием научно обоснованной психологической концепции проявления и развития интеллектуальной деятельности личности;
  • необходимостью разработки концепции проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде и высокой степенью сложности выявления теоретико-методологических оснований, построения экспериментальных программ по психологическому обеспечению развития у личности высокого уровня изучаемого феномена;
  • развитием интеллектуальной деятельности личности с учетом ее типологии, возрастных и половых особенностей и отсутствием научно-методического обеспечения практики психолого-педагогического сопровождения изучаемого феномена [4, 5, 6].

Мы разделяем классическое понимание особенностей деятельности, сформулированное С.Л. Рубинштейном: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины); 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она обязательно является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная [7].

У А.Н. Леонтьева деятельность является «молярной единицей бытия человека», «системой, включенной в систему отношений общества». В целом, это включенная в систему общественных отношений единица жизни человека, отражающая процесс взаимоперехода субъекта и объекта (переход от объективного к субъективному; переход от знака к проблеме сознания).

Мы также разделяем позицию А.В. Брушлинского, который подчеркивает, что «нет ни бессубъектной деятельности, ни бездеятельного субъекта». Действия и поступки не бывают безличными, человек – их автор, творец и исполнитель, несущий ответственность [2].

Мы принимаем и освещаем в работе позицию Б.Ф.

Ломова о том, что «в анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия» (в том смысле, в котором употребляет этот термин С.Л.

Рубинштейн) как одной из важнейших характеристик субъ‑ екта деятельности … Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту никакими характеристиками не обладает. Ими обладает только субъект деятельности [3].

Реализуемый нами в исследовании интегративный подход с опорой на сложившуюся в отечественной психологии теоретико-методологическую базу изучения деятельности, а также проведенное эмпирическое исследование, позволило нам сформулировать собственное определение изучаемого феномена:

Интеллектуальная деятельность личности – это динамическая, иерархическая, смысловая система единства «внешнего и внутреннего»; взаимодействия субъекта с самим собой, другими людьми, окружающим миром и информацией.

В процессе этого взаимодействия происходит: проявление интеллектуальной активности, напряженности и действий в решении теоретических и практических задач (контроль содержания и результата интеллектуальной деятельности, его оценка и моделирование); адаптация к новым условиям проблемных ситуаций, развертывание интеллектуальных действий и операций (понимание, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, различение и сопоставление понятий, конструирование, ассоциирование, аналогии, аргументирование, установление связей, выяснение значений и смыслов, индукция, дедукция, доказательство и интерпретация) на основе рациональной и интуитивной трансформации знаний; преобразование предмета в продукт (соответствие знаний и навыков целям, сформированным на основе ценностей личности и ее представлений о конечном результате; новизна и авторское видение решения актуальных задач; выведение закономерностей; творческое преобразование или создание новых теоретических и практических разработок; генерация идей и новой информации; познание себя и других; успех в жизни).

Проанализировав структуру интеллектуальной деятельности, мы выделили показатели когнитивного, мотивационного, эмоционального, регулятивного и результативного компонентов.

Далее, на основе интегративного подхода с аспектами целостно-функционального были выявлены сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности: осознанность и принадлежность субъекту (возможность определять и регулировать цель путем осуществления ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции).

Выявлено, что в психологической структуре интеллектуальной деятельности личности наблюдаются тесные корреляционные межкомпонентные связи на достоверно значимом уровне между когнитивным и результативным компонентами и между мотивационным и результативным компонентами.

Обнаружена отрицательная корреляционная связь между эмоциональным и регулятивным компонентами. Это свидетельствует о том, что чем выше уровень развития эмоционального компонента интеллектуальной деятельности личности, тем ниже уровень ее регулятивного компонента.

Выявлены межкомпонентные связи интеллектуальной деятельности личности между следующими показателями: самоМотивация мотивационного компонента и эмоциональная стабильность эмоционального компонента; разнонаправленность жизненных предназначений мотивационного компонента и смелость регулятивного компонента; отрицательная взаимосвязь между показателями Эмпатия эмоционального компонента и нетолерантность регулятивного компонента. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень нетолерантности.

Существенными барьерами являются барьеры: понимания, ценностно-смысловой, аффективный, волевой и нормативный.

Преодоление психологических затруднений и барьеров достигается посредством учета выявленной системы детерминант и внедрения комплексной экспериментальной программы «Техника интеллектуального труда», которая позволяет преодолевать внутренние и внешние противоречия и обеспечивает продуктивность изучаемого феномена. Оптимальными способами снятия психологических затруднений и барьеров являются: формирование целей, побудительных мотивов, интеллектуальной активности, а также активизация знаний и регуляция эмоциональных состояний в зависимости от типологии структурной организации интеллектуальной деятельности личности.

Литература

  1. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии / В.С. Агапов // Акмеология. – 2011. – №3.– С. 71-78. ISSN 2075-7577
  2. Брушлинский, А.В. С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологической науке / А.В. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М. : Наука, 1989. – С.61-102.
  3. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. – М. : Педагогика, 1991. – 296 с. – С.155.
  4. Мишина Е.И. Феномен рефлексии в психологии // Вестник МГОУ. – 2015. – №2. – С.6-10. ISSN 978-5-7017-1014-4.
  5. Мишина М.М. Специфика интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Вестник МГОУ. – 2014. – №1. – С.6-12. ISSN 978- 5-7017-1014-4.
  6. Мишина, М.М. Психолого-педагогические технологии развития интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина. // Вестник МГОУ. – 2015. – №2. – С.43-46. ISSN 978-5-7017-1014-4.
  7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С.101-107.

Источник: http://www.persev.ru/bibliography/razvitie-intellektualnoy-deyatelnosti-lichnosti-budushchih-specialistov

Что такое интеллектуальное развитие, и из чего оно состоит?. Статья. Развитие творческих способностей. Самопознание.ру

Развитие интеллектуальной деятельности

Важная составляющая личностного развития — интеллектуальное развитие личности. Безусловно, развитый интеллект — важнейший инструмент достижения жизненного успеха, особенно в нашем постиндустриальном, информационном обществе.

Что такое интеллектуальное развитие? Это развитие сознания и мышления, развитие способности думать, рассуждать, размышлять, анализировать. А что такое сознание и мышление? Иногда эти два понятия используют как синонимы, но сознание напоминает дом из 5 этажей: отражение, отношение, целеполагание, управление, мышление.

Таким образом, мышление — это верхний, пятый “этаж” сознания. Что происходит на каждом из пяти этажей? На первом этаже (отражение) происходит сбор информации. Никакое мышление, никакое интеллектуальное развитие невозможно без информации. Информация — основа знаний. Поэтому будьте любознательны и любопытны. Не пренебрегайте сбором информации.

Больше читайте, смотрите, слушайте, запоминайте! Но информация полезна не всякая.

Поэтому учитесь отделять главное от второстепенного, вырабатывайте своё собственное отношение к окружающему миру, правильно расставляйте приоритеты, ищите и находите только нужную вам информацию, заранее продумайте, какую информацию вы хотите получить в первую очередь, и где вы сможете её получить.

В первую очередь, вам необходима информация, связанная с вашей работой, делом. Постоянно совершенствуйте знания в выбранной вами профессии, следите за новинками, старайтесь быть, что называется, “в тренде”. Но не только это.

Независимо от сферы деятельности, необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания по истории и психологии, разбираться в искусстве и религии, знать общие вопросы естествознания, обществознания и человекознания.

А вот информация из социальных сетей, из “дзена” — бесполезная информация. Старайтесь не “залипать” в соцсетях, не читайте белиберду, написанную в “дзене”, не читайте и не слушайте новостей, в особенности политических (если, конечно, вы не политолог).

Всё это, в лучшем случае, бесполезно, а то и вредно для интеллектуального развития личности. Но всё-таки бесполезная и ненужная информация проникает в наш мозг, полностью закрыться от неё — трудно.

Поэтому на втором этаже (отношение) идёт процесс сортировки, классификации информации, раскладывания её “по полочкам”. Здесь отделяется полезная информация от бесполезной, главная от второстепенной и т.д. Вырабатывается индивидуальное мировоззрение — свой собственный взгляд на мир, представления, убеждения и т.п.

На третьем этаже (целеполагание) — идёт определение целей и предполагаемых конечных результатов (деятельности, жизни и т.д.). Вы решаете, чего вы хотите, как будете этого добиваться, какими способами, какие шаги и в какой последовательности будете предпринимать. Для облегчения задачи составьте план (пошаговую инструкцию) и следуйте ему.

Наметив план, старайтесь от него не отступать (за исключением особых случаев). Это и есть четвёртый этаж (управление), на котором мы управляем сами собой, собственной жизнью, обстоятельствами, собственными мыслями, чувствами, эмоциями, желаниями, контролируем ситуацию. У многих людей именно этот этаж развит хуже всего.

Как научиться управлять обстоятельствами? Определите для себя оптимальный режим деятельности на сутки, на неделю и на месяц, сколько времени вы планируете выделять на работу, домашние дела, личную жизнь, занятия спортом и на всё остальное. Не забывайте, что мелкие дела (почистить зубы, вынести мусор, завязать галстук, достать носки и т.п.

) тоже требуют времени, многие люди почему-то уверены, что эти дела делаются “вне времени”, а потом удивляются, куда делись 20 (30, 40, 50) минут? Старайтесь, чтобы план был не жёстким, а гибким — не 1, 2, 3, 4 часа, а 1–2, 2–3, 3–5 и т.д.

 Если даже в этот гибкий план не удастся вписаться идеально, не беда, помните, что любой план не догма, а руководство к действию, скорректируйте его с учётом обстоятельств и продолжайте двигаться вперёд. А для того, чтобы выполнять то, что намечено, нужна сила воли, но об этом в отдельной статье.

Наконец, пятый этаж — мышление — способность решать переборные задачи, перебирая различные варианты, останавливаться на одном из них, в идеале, на самом лучшем. Например, женщина выбирает, что надеть — платье, юбку или брюки? Ищет лучший вариант и, как ей кажется, находит его (например, платье).

Однако иногда выясняется, что выбранный вариант не лучший, мама (дочка, сестра, специально не пишу — подруги, им вообще верить нельзя) говорит: “Это платье тебе не идёт, у тебя же есть прекрасный брючный костюм, почему ты его не надела?” Почему это происходит? Почему не всегда удаётся выбрать лучший вариант? Причины ошибки могут быть самые различные, но чаще всего они происходят от того, что не учитывается многофакторность проблемы. Решение любой проблемы требует комплексного, системного подхода. Следует стараться выявить, осмыслить и проанализировать все связи элементов между собой, как одно связано с другим (третьим, четвёртым и т.д.). Для решения любой проблемы лучше применить методы системного анализа.

5 основных методов системного анализа:

  1. Выявление и чёткая формулировка конечных целей. Сразу предупреждаю, что цель должна быть предельно конкретной. Чего вы на самом деле хотите, в первую очередь. Например, развестись или во что бы то ни стало сохранить семью? “Хочу, чтобы жена меня слушалась во всём, но если не будет, тогда, конечно, лучше развестись”. “Хочу сохранить семью, но если эта сволочь будет вести себя так и дальше, тогда, конечно, лучше развестись”. “Хочу развестись, но если детей мне не оставят (противоположный вариант: не заберут к чёртовой матери), тогда, конечно, лучше сохранить семью”. Всё это не конкретная цель, а ненаучная фантастика. Не путайте конкретную цель и ненаучную фантастику. Не занимайтесь фантастикой. Определитесь с конкретной целью. Сохранить семью или развестись? Исходя из этого движемся дальше.
  2. Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как систему (множество элементов, с различными отношениями и связями между ними) и стремиться предвидеть все последствия и взаимосвязь каждого конкретного решения. Развестись можно, но как воспримут это дети? Сохранить семью можно, но готова ли я и дальше мириться с изменами мужа? Сохранить семью можно, но как предать новую и так внезапно обрушившуюся любовь? Выбрать новую, так внезапно обрушившуюся любовь можно, но как это отразится на муже и, самое главное, на детях?
  3. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей. Всегда нужно иметь запасной план (план “Б”), на случай всяких, непредвиденных обстоятельств.
  4. Цели отдельных этапов не должны вступать в противоречие с целями всего плана. В планах — развод, но конкретно сегодня подарю мужу незабываемый секс, пусть потом вспоминает, что потерял! В планах — сохранить семью, но сегодня схожу ещё разочек налево, авось, пронесёт!
  5. Имейте в голове законченную модель конечного результата. Пчела строит сооружения лучше многих профессиональных архитекторов, но даже самый плохой архитектор отличается от пчелы тем, что прежде, чем начать строительство, уже имеет в голове законченный план сооружения. Так и вы должны иметь в голове законченную модель ещё до того, как приступите к её реализации.

Думать, рассуждать, размышлять, анализировать, помогает знание логики. Изучайте логику по учебникам и другой литературе, но старайтесь подходить к логическим знаниям, творчески, а не догматически. Делайте из логики не догму, а руководство к действию. Главный закон логики — закон достаточного основания.

Для любого вывода, решения, поступка должны быть достаточные основания, а не просто желание левой ноги. Основания делятся на объективные и субъективные.

Первые связаны с самой действительностью, что в ней благоприятствует, а что не благоприятствует достижению поставленной цели? Вторые связаны с нашими собственными ресурсами, что поможет осуществить задуманное? Если и объективных, и субъективных оснований достаточно, можно приступать к осуществлению задуманного.

Если нет, тогда одно из двух: либо лучше задумать что-то другое, либо попытаться повлиять на обстоятельства. Субъективные более чем на 90% в нашей власти. Объективные, в меньшей степени, но, в принципе, можно попробовать повлиять и на них.

В конце 19 века в России была абсолютная монархия, и, казалось бы, ни у Ленина, ни у Сталина не было ни малейших шансов встать во главе государства. Но, упорно работая над этим, они в конце концов добились своего! Поэтому даже объективные обстоятельства можно попробовать “прогнуть под себя”! Другое дело, что надо каждый раз взвесить — стоит ли овчинка выделки? Может, запланировать что-нибудь не такое грандиозное, а просто полезное и нужное?

Основными составляющими интеллектуального развития являются:

  • умение мыслить логично;
  • умение мыслить системно;
  • умение мыслить креативно, творчески;
  • умение мыслить ясно, просто и понятно, без “зауми”. Некоторые думают, что мудрец — это тот, кто выражается сложно и малопонятно. На самом деле, мудрец — это тот, кто выражается просто и предельно понятно. Поэтому не усложняйте, наоборот, старайтесь упрощать.

Для развития интеллекта также подходит решение логических и математических задач, игра в шахматы и другие интеллектуальные игры, но не компьютерные, польза от них сомнительна, а вред очевиден.

Учитесь рассуждать сами с собой на любые темы, это разовьёт и речь, и способность рассуждать, анализировать, и логику, и аргументацию.

При удобном случае вступайте в дискуссии с другими людьми, но, во-первых, убедитесь, что они тоже этого хотят, а, во-вторых, следите за тем, чтобы дискуссия не перешла в ссору и взаимные оскорбления. При малейших признаках быстренько сворачивайте дискуссию и выходите из неё. Худой мир — лучше доброй ссоры!

Соблюдая эти простые рекомендации, люди, даже обделённые от природы умственными способностями (как и любые другие способности, они от природы развиты у разных людей неравномерно, но, как и любые другие способности, они поддаются тренировке и развитию), смогут развить свой интеллект и свою личность, свои сознание и мышление.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_intellektualnoe_razvitie_i_iz_chego_ono_sostoit/

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальной деятельности

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.

Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий.

В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители.

Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

https://www.youtube.com/watch?v=M-rmKq0xuSk

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями.

Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию.

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье.

Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития.

Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира.

Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание.

Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика.

Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.

Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух.

Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания.

Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет.

Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки.

Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. – М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: 1977. – 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/intelektualnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Интеллектуальная деятельность учащихся младших классов

Развитие интеллектуальной деятельности

Развитие навыков интеллектуальной деятельности младших школьников

Способности не только проявляютсяи существуют в деятельности, онив деятельности создаются и вдеятельности развиваются.

Б. М. Теплов

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Интеллект – это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.

Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте когда достаточно сильны личностные потребности в познании.

Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности.

Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.

Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.

– А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

В свою очередь интеллект характеризуется:

–  эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

–  способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным : творчеству и абстрагированию;

–  способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

–  вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Интеллект неразрывно связан с умственным развитием, и в этом отношении выступает как общая умственная способность.

Где и как мы можем развивать интеллектуальные способности?

Основные формы работы, которые используют в своей работе учителя начальных классов – это

Ø урок

Ø предметный кружок

Ø интеллектуальные игры

Ø олимпиады

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.

Задачи педагога: используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить.

Самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Большинство ученых признают, что развитие интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Методы проблемного обучения позитивно влияют на развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

Весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением.

Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Учителям необходимо систематически использовать в учебно – воспитательном процессе интересные задачи, головоломки, ребусы, анаграммы, игровые психотренинги.

Нужно включать в работу больше заданий на развитие памяти, внимания, логического мышления. В основе развития интеллектуальных способностей младших школьников лежит высокий уровень мыслительных операций.

Они, как известно, являются условием успешного, легкого, быстрого овладения учебной деятельностью.

Источник: https://infourok.ru/intellektualnaya-deyatelnost-uchaschihsya-mladshih-klassov-2180202.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.