Регулирование экономической деятельности

Правовое регулирование экономической деятельности: принципы, нормативно-правовые акты и законы

Регулирование экономической деятельности

В системе отечественного права не предусмотрена отрасль, обеспечивающая правовое регулирование экономической деятельности и складывающихся при ее осуществлении правоотношений. Эта функция реализуется через нормы разных юридических отраслей права.

Речь идет о гражданском, конституционном, трудовом, финансовом и пр. законодательствах. В совокупности нормы, имеющие отношение к правовому регулированию экономической деятельности, составляют предпринимательское право.

Далее в статье рассмотрим его особенности.

Общие сведения

Правовое регулирование в сфере экономической деятельности осуществляется совокупностью норм разных юридических отраслей. Важнейшее значение среди них имеют конституционные положения, обеспечивающие гарантии предпринимательству. В соответствии со ст. 34 Конституции, каждый субъект вправе свободно использовать свои способности и имущество для ведения деятельности, не запрещенной законом.

Ключевая роль в правовом регулировании экономической деятельности принадлежит нормам административного и гражданского права. Первые регламентируют порядок регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования и пр.

В число отношений, регулируемых гражданским законодательством, входят отношения собственности, договорные правоотношения. Их именуют еще горизонтальными, поскольку основываются они на равенстве сторон.

Кроме того, гражданское законодательство регламентирует статус хозяйствующих субъектов – юрлиц и индивидуальных предпринимателей (статья 2 ГК РФ).

Стоит сказать, что оно не применяется к имущественным правоотношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении, в т. ч. налоговым и прочим финансовым, если другое не установлено федеральным законом. Соответствующее положение закреплено в п. 3 статьи 2 ГК РФ.

Специфика частно-правового регулирования

Основу его составляет гражданское право. Очевиден тот факт, что предпринимательская деятельность не может осуществляться в условиях давления, принуждения, административно-командного воздействия.

В противном случае экономика перестает быть инициативной, свободной, превращается в плановую.

В связи с этим диспозитивный метод, применяемый в рамках гражданского права, максимально соответствует характеру экономической деятельности.

Направления регулирования

Нормы гражданского права регламентируют:

  1. Организационно-правовые формы деятельности.
  2. Порядок образования юрлиц, прекращения их работы, признание их банкротами.
  3. Внутренние отношения в коммерческих компаниях.
  4. Отношения собственности и производных от них.
  5. Договорные отношения.
  6. Основания, формы, размеры имущественной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения, допущенные в ходе ведения предпринимательской деятельности.

Ключевые принципы

Применение положений нормативных правовых актов, издаваемых органами власти в сфере предпринимательства, должно обеспечивать условия для реализации хозяйствующими субъектами их возможностей и потенциала. При этом важно сохранять баланс интересов государства и бизнеса. Для этого применяются следующие принципы правового регулирования экономической деятельности:

  1. Свобода договора и предпринимательской деятельности.
  2. Юридическое равенство субъектов.
  3. Свобода конкуренции, ограничение деятельности монополистов.
  4. Законность ведения деятельности.

Правовое регулирование экономической деятельности, как выше говорилось, осуществляется положениями, закрепленными в ГК. Кодекс признается одним из ключевых актов, регламентирующих гражданский оборот.

Кроме него, правовое регулирование экономической деятельности (внешней в том числе) предпринимательства осуществляется и другими актами, содержащими нормы гражданского права.

К ним, в частности, относят федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента, акты исполнительных структур власти (ведомств и министерств).

Необходимо сказать, что в РФ органы местного самоуправления и региональной власти не могут принимать акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это входит в исключительные полномочия федеральных структур.

Дополнительно

Кроме нормативно-правовых актов, в качестве источников гражданского права выступают обычаи оборота. Они представляют собой определенные правила поведения, сложившиеся в той или иной сфере деятельности, например, в банковском, страховом деле, морских перевозках и пр.

Публично-правовое регулирование

Оно направлено преимущественно на предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть в условиях свободного рынка, т. е. на правовое обеспечение экономической безопасности.

Соответствующими нормами регламентируются:

  1. Порядок госрегистрации хозяйствующих субъектов.
  2. Антимонопольная деятельность.
  3. Стандартизация, единство измерений, сертификация.
  4. Санкции за нарушения в экономической сфере.

Лицензирование

Для ведения некоторых видов деятельности хозяйствующему субъекту необходимо получить специальное разрешение. Лицензия выдается уполномоченным органом юрлицам и предпринимателям при соблюдении установленных нормами требований и условий.

Сфера лицензирования регламентируется административно-правовыми нормами. В качестве ключевого правового акта выступает ФЗ № 99.

Получение разрешения означает, что уполномоченные органы могут контролировать соблюдение хозяйствующим субъектом требований и условий, предусмотренных лицензией. При выявлении нарушений действие документа может быть приостановлено. Субъекту при этом отводится срок до полугода на их устранение. Если нарушения остались, то лицензия может быть аннулирована.

Активное участие в выявлении правонарушений принимает Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Подразделения этой структуры действуют во всех регионах России.

Антимонопольное регулирование

Есть мнение, что рыночная модель экономической деятельности в правовом регулировании вообще не нуждается, т. к. одним из неотъемлемых условий является свобода предпринимательства. Между тем это мнение ошибочно; практика показала несостоятельность этого подхода.

Как показывает опыт большинства стран, использующих рыночную модель, полная свобода предпринимательства всегда связана с разного рода злоупотреблениями: появлением некачественной продукции, услуг, в ряде случаев представляющих угрозу для здоровья или жизни потребителей, созданием мошеннических схем привлечения денег населения и пр.

В качестве одного из опасных последствий полной свободы на рынке выступает господство монополий. Эффективность экономической системы обеспечивается разными механизмами. Одним из важнейших является свободная конкуренция.

Противоположностью ей выступает монополия – господство хозяйствующего субъекта на рынке.

Благодаря доминирующему положению предприятия могут извлекать сверхприбыль, не заботясь при этом о качестве товара или услуги, эффективности производства и т. д.

В структуре органов власти присутствует несколько институтов, работа которых связана с выявлением нарушений антимонопольного законодательства. В первую очередь, это ФАС России. Антимонопольная служба тесно сотрудничает с Управлением экономической безопасности и противодействию коррупции, другими правоохранительными органами.

Сертификация и стандартизация

Все, что относится к правовому регулированию экономической деятельности, направлено на защиту здоровья и жизни потребителей, обеспечение качества и взаимозаменяемости продукции. Сертификация и стандартизация являются важнейшими инструментами достижения указанных целей.

Стандартизация представляет собой деятельность, связанную с установлением правил и базовых показателей, которым должен соответствовать товар, услуга или работа. Она необходима для повышения конкурентоспособности предприятий, достижения упорядоченности в производственной сфере.

Сертификация – процедура, связанная с подтверждением соответствия качества продукции требованиям, предусмотренным в технических регламентах, положениях стандартов, условиях договоров и пр.

Она может быть добровольной или обязательной. Формами обязательной сертификации является, например, принятие декларации о соответствии.

Такое подтверждение осуществляется в случаях, установленных в техническом регламенте.

Продажа товаров, предоставление услуг, выполнение работ, сертификация которых является обязательной, осуществляется исключительно при наличии сертификата соответствия.

Госорганы, уполномоченные контролировать соблюдение требований стандартов, в случае выявления нарушений могут применять к виновным административные меры, в т. ч. штрафа и запреты на реализацию товаров.

Экономика и управление

В процессе хозяйствования возникают самые разные правоотношения. Они не сводятся исключительно к взаимодействию потребителя и производителя. Важнейшее значение в рыночной системе имеет и управление экономикой. Оно представляет целенаправленное упорядочивающее воздействие на хозяйственную деятельность всех участников оборота.

Труд работников любого предприятия организуется для наиболее эффективного использования производственных средств и обеспечения собственнику высокого дохода. В данном случае видна прямая зависимость управления от собственности. В одних случаях владелец предприятия является его руководителем, в других – нанимает для этого специалистов.

Управление тесно связано с разделением труда и кооперацией. Эффективность руководства достигается за счет обеспечения согласованной и целенаправленной работы, четкого распределения функций между участниками производственного процесса.

Структура управления

Регулирование хозяйственной деятельностью осуществляется посредством комплекса мер и инструментов, согласованных друг с другом и научно обоснованных. Все эти методы, приемы, способы используются управленческим аппаратом – органами управления.

Координация и регулирование социально-экономических процессов осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

На региональные структуры власти и местные органы самоуправления в РФ возлагается ответственность за укрепление хозяйственных связей, стабилизацию экономики на местах.

На федеральном уровне функции управления осуществляют Правительство, Президент, министерства и ведомства, Счетная палата, Парламент.

Функции Правительства

В системе госрегулирования экономики Правительство является одним из ключевых субъектов управления. Этот орган обеспечивает контроль уровня занятости населения и платежного баланса, внедрение инновационных социально-экономических программ с целью перераспределения дохода и пр.

На правительственном уровне разрабатываются меры по контролю использования природных ресурсов, финансированию образовательных, продовольственных и других программ.

Ведомства и министерства

Эти звенья системы осуществляют оперативное управление в соответствующих экономических отраслях.

Министерства и ведомства получают статистические данные, результаты мониторингов производственных процессов, анализа рынка, потребительского спроса, предложения производителей.

На основании полученных сведений разрабатываются программы по оптимизации расходов, выявляются наиболее перспективные направления развития.

Инструменты регулирования

Кроме нормативно-правовых актов, в числе эффективных мер все больше приоритет отдается финансово-кредитным методам. Речь, в частности, о мерах налоговой, таможенной, амортизационной, кредитной, валютной политики.

В разных странах устанавливается определенное соотношение между разными формами и инструментами экономического регулирования. В зависимости от способа воздействия выделяют косвенные и прямые регуляторы. К числу последних относят методы и меры, жестко регламентирующие поведение участников оборота. Они выражены в форме законов, приказов, распоряжений, постановлений, судебных актов.

Косвенные регуляторы предполагают возможность выбора того или иного действия. К их числу, к примеру, можно отнести разные условия налогообложения, различные цены, ставки, тарифы, таможенные пошлины и т. д.

Прочие отрасли публично-правового регулирования

Охранительную функцию в сфере управления экономикой выполняет административное право. Его нормы закрепляют разнообразные санкции за нарушения в сфере предпринимательской деятельности в целом и за неисполнение предписаний в конкретных экономических отраслях.

На правонарушения, представляющие высокую общественную опасность, распространяют свое действие уголовные нормы.

Косвенное правовое регулирование осуществляется с помощью налогового законодательства. Несмотря на то что в НК не определены права и обязанности субъектов в предпринимательской сфере, Кодекс может оказать на участников правоотношений опосредованное влияние путем установления разных режимов обложения, льгот, ставок и пр.

Виды ответственности экономических субъектов

Самым строгим считается уголовное наказание. К ответственности по УК можно привлечь только физических лиц – руководителей, бухгалтеров, сотрудников, специалистов. Наказание вменяется только при условии доказанности вины. Основанием для привлечения к уголовной ответственности выступает совершение лицом деяния, имеющего признаки преступления.

Административные санкции могут быть вменены как гражданам, так и юрлицам. Основания и порядок привлечения к ответственности устанавливается в КоАП. Наиболее распространенным видом санкции является штраф. Одним из самых серьезных наказаний считается дисквалификация – лишение права вести определенный вид деятельности.

Ответственность по НК наступает за нарушение налоговых норм. Речь, к примеру, о несвоевременной сдаче декларации, неисполнении бюджетных обязательств, предоставлении недостоверных сведений в отчетности и пр. Налоговая ответственность заключается в возложении на субъекта денежного штрафа.

Гражданско-правовые меры применяются к лицам, нарушающим права других субъектов. Такой вид ответственности обеспечивает восстановление положения, существовавшего до нарушения прав. Так, лицо, чьи интересы были ущемлены, вправе требовать компенсацию вреда (в т. ч. морального). Кроме этого, в ГК предусмотрены санкции в виде пени, штрафов, неустойки к субъектам, нарушившим условия договора.

Источник: https://FB.ru/article/440816/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskoy-deyatelnosti-printsipyi-normativno-pravovyie-aktyi-i-zakonyi

Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели

Регулирование экономической деятельности

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право».

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений.

Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Предметом регулирования материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное, административное, гражданское, финансовое, уголовное, экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е.

при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право.

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

Пo видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения.

Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации.

Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение).

Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической политики и т.д.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметомрегулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами.

Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.

Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е.

здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих лекциях.

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 7174; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-50036.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.