Система требований к предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Система требований к предпринимательской деятельности

         В литературе обоснованно отмечается необходимость:  
– предусмотреть общее для всех требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, правило о моменте вступления их в действие по истечении определенного срока, например трех месяцев со дня опубликования19;  
– неукоснительно соблюдать правило о недопустимости обратного действия принимаемых правовых норм, содержащих требования к предпринимательской деятельности. 

         Другой правовой формой требований является акт индивидуального регулирования, определяющий права и обязанности конкретного хозяйствующего субъекта. Такой акт имеет для предпринимателя значение юридического факта. 

         Соблюдение (исполнение) требований к предпринимательской деятельности обеспечивается деятельностью органов исполнительной власти, мерами государственного принуждения.

  Например, федеральный антимонопольный орган вправе вынести в адрес хозяйствующего субъекта предписание (акт индивидуального регулирования и контроля), содержащее требование:  – о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;  

–   устранении последствий нарушения установленных требований; 

– принудительном разделении (выделении) хозяйствующих субъектов;  
–   о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

          За невыполнение предписаний наступает административная ответственность (пп. 2, 3 ст. 19.5 КоАП РФ). 

         Правовые акты индивидуального регулирования:  – принимаются органами исполнительной власти в пределах своей компетенции;  

–   в отличие от нормативного правового акта, регулирующего поведение всех и каждого, охватываемого этим актом (например, ГК РФ), акт ненормативного характера касается конкретного хозяйствующего субъекта, определяя его права и обязанности; 

– могут быть актами позитивного регулирования, определяя правомерное поведение лиц, принимаемыми при отсутствии правонарушения (например, выдача лицензии, регистрация выпуска ценных бумаг) и актами реагирования на правонарушения.

Типичный акт подобного рода – это предписание органа исполнительной власти в адрес правонарушителя.

  
               Еще раз отметим, что прямое государственное регулирование в виде требований воплощается в законах и в принимаемых на основании закона актах индивидуального регулирования20;

– акт индивидуального регулирования (ненормативный акт), не соответствующий закону и иным правовым актам, затрагивающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть оспорен и признан арбитражным судом недействительным (ст. 13 ГК, ст. 29 АПК РФ).  

    § 2. Способы реализации требований

    Требования к предпринимательской деятельности реализуются прежде всего через публичную правоспособность хозяйствующих субъектов (вне правоотношения). В содержание их публичной правоспособности входят обязанности соблюдать нормы-запреты и нормы-ограничения, совершать соответствующие действия во исполнение обязанностей.

Если нормы-запреты и нормы-ограничения соблюдаются (например, по недопущению недобросовестной конкуренции), конкретного правоотношения между предпринимателем и государством не возникает. Таким образом, при реализации требований-запретов правоотношение возникает лишь в результате правонарушения.

Например, выявление антимонопольным органом факта недобросовестной конкуренции является основанием для возбуждения им производства о правонарушении и вынесении в адрес правонарушителя предписания.

В результате между хозяйствующим субъектом – нарушителем антимонопольных требований и государством в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) возникает конкретное правоотношение. 

    Нормы, содержащие требования к предпринимательской деятельности, в виде установления конкретных обязанностей могут быть реализованы в рамках правоотношения21, возникающего в результате позитивного регулирования (при отсутствии правонарушения).

Например, предприниматели обязаны платить законно установленные налоги. Так, если на балансе коммерческой организации имеются основные средства – она обязана платить налог на имущество по установленной ставке, в срок представить декларацию по налогу на имущество.

Налоговые обязанности содержат все признаки публичного обязательства (правоотношения) – субъекты, объект правоотношения, права и обязанности сторон.

При нарушении налоговых требований (неисполнении налогового обязательства) возникает дополнительная обязанность налогоплательщика – обязанность отвечать за виновное правонарушение. 

    § 3. Классификация требований, предъявляемых к  осуществлению предпринимательской деятельности 

    В требованиях к предпринимателям отражаются социально значимые интересы. Соответственно требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов. 

    Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти. 

    Исполнения обязанностей, установленных для предпринимателей в интересах потребителей, наемных работников, самих хозяйствующих субъектов, вправе требовать от предпринимателей прежде всего лица, в интересах которых требования установлены (потребители, работники, хозяйствующие субъекты) в рамках соответствующих (гражданских, трудовых) правоотношений. Например, требовать от монополиста, оказывающего услуги (например, услуги связи) на основе публичного договора (ст. 426 ГК), заключения договора. Если услугодатель, для которого заключение договора является обязательным, уклоняется от этого, заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Заинтересованное лицо вправе обратиться одновременно в суд и в ФАС или только в ФАС с жалобой на монополиста, злоупотребляющего своим доминирующим положением в форме необоснованного отказа от заключения с ним договора. Подобное поведение монополиста означает, что при этом нарушается не только частный интерес лица, но и публичный интерес государства в создании конкурентной среды, в недопущении монополистической деятельности. Предписание в адрес монополиста о заключении договора, таким образом, является одновременно средством защиты частного и публичного интереса.

    В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования: 

    – обязательныедля всех субъектов предпринимательской деятельности, к ним относятся такие требования, как получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке и т.д.; 

    – обязательные только для юридических лиц, такие как, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций; 

    – обязательные только для индивидуальных предпринимателей, например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц. 

    – обязательные только для определенной категории юридических лиц, например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии;  
      – обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты). К ним относятся такие как, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.;  
          По содержанию (характеру) предъявляемых требований различаются требования:  
        – социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.); 

          – финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.); 

          – производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах; 

          – экологические; 

          – противопожарные; 

          – санитарно-эпидемиологические; 

          – ветеринарные; 

          – антимонопольные.

          В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования, установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления.

Например, отношения, связанные с рекламой в целом, регулируются законодательством РФ, а связанные с наружной рекламой (место ее размещения, порядок получения разрешения на ее размещение, компетенция местных органов власти в этой сфере) регулируются, поскольку это касается использования земельных участков муниципальных образований, субъектов РФ, – законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований.  
     

ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ   

         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Лицензионные требования предпринимательской деятельности 

    В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые  появилось 2 декабря 1990 года, когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ.

    Сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требуют еще и получения лицензии.

    Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально – правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и в юридической литературе в основном трактуется с учетом этого.

С одной стороны, лицензирование – это мероприятие, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой – осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»22  в ст.

2 следующим образом определяет лицензию: «Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Лицензия выдается в основном на те виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер.

    При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций др. Такое положение неоднозначно воспринимается учеными. В частности, предлагается “…в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования”.23 В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.  
        Лицензионные требования и условия являются обязательными реквизитами лицензии.

    Лицензионные требования и условия – это совокупность установленных требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 24

    Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

    В соответствии с судебной практикой  Пленума Верховного суда РФ, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствии специального разрешения, то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения.25

Источник: https://student.zoomru.ru/predprinim/trebovaniya-predyavlyaemye-k-osushhestvleniju-predprinimatelskoj/53452.421385.s3.html

Вопрос 9. система требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности. их классификация

Система требований к предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Правовые формы требований к ПД:

1) законы (иные НПА не могут устанавливать требования – требования касаются ограничений свободы предпринимательства);

2) акты индивидуального регулирования (определяют права и обязанности конкретного хозяйствующего субъекта; принимаются органами исполнительной власти; имеют для предпринимателей значение юридического факта; могут быть актами позитивного регулирования).

Требования ПД реализуются через публичную правоспособность хозяйствующих субъектов (вне правоотношения) (обязанность соблюдать нормы-запреты и нормы-ограничения, совершать соответствующие действия во исполнение обязанностей; если данные нормы соблюдаются, конкретного правоотношения не возникает (оно возникает только в результате правонарушения)).

Соблюдение (исполнение) требований к ПД обеспечивается деятельностью органов исполнительной власти, мерами государственного принуждения. Например, федеральный антимонопольный орган вправе вынести в адрес хозяйствующего субъекта предписание (акт индивидуального регулировании и контроля), содержащее требование:

•о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

•устранении последствий нарушения установленных требований;

•восстановлении первоначального положения и другие.

Нормы, содержащие требования к ПД, в виде установления конкретных обязанностей могут реализовываться в рамках правоотношения, возникающего в результате позитивного регулирования (при отсутствии правонарушения).

Классификация требований к ПД:

1) в зависимости от интересов, отражаемых в них:

а) исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти;

б) исполнения обязанностей, установленных для предпринимателей в интересах потребителей, наемных работников, самих хозяйствующих субъектов, вправе требовать от предпринимателей прежде всего лица, в интересах которых требования установлены (потребители, работники, хозяйствующие субъекты в рамках соответствующих правоотношений;

2) в зависимости от адресата, которого касаются требования:

а) обязательные для всех субъектов ПД (получение лицензии по всем лицензируемым видам деятельности, подтверждение безопасности своего товара);

б) обязательные только для ю/л (не использование чужого фирменного наименования);

в) обязательные только для определенной категории ю/л (для унитарных предприятий, организаций-монополистов);

г) обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты);

д) обязательные только для ИП (запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынках ценных бумаг);

3) в зависимости от субъекта, предъявляющего требования:

а) требования, установленные РФ (отношения, связанные с рекламой в целом);

б) требования, установленные субъектами РФ, органами МСУ (отношения, связанные с наружной рекламой);

4) по содержанию (характеру) предъявляемых требований:

а) социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование);

б) финансовые (платить налоги и сборы, представлять бухгалтерскую отчетность);

в) производственные (соблюдать правила по технике безопасности, проходить процедуру сертификации своих товаров);

г) экологические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, антимонопольные;

5) в зависимости от этапа (стадии) становления и развития ПД:

а) требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности (субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в налоговых органах; более сложная процедура регистрации кредитных организаций);

б) требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению ПД (сразу после регистрации, получения лицензии) (приобретение и регистрация контрольно-кассовой техники в розничной торговле; сертификация товаров; документальное отражение хозяйственных операций; обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования);

в) требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления, расширения ПД (представление статистической, налоговой, бухгалтерской отчетности; уплата налогов; не злоупотребюление доминирующим положением на рынке; соблюдение требований о государственной регистрации выпусков ц/б, отчетов об итогах выпуска; соблюдение условий в сфере внешней торговли).

Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

ВОПРОС 1 – Предмет, метод и принципы предпринимательского права. | ВОПРОС 2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. | ВОПРОС 4 – ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ВИДЫ И СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | ВОПРОС 5. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА. | ВОПРОС 6. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ГАРАНТИИ. | ВОПРОС 11 Критерии классификации и виды субъектов предпринимательского права | ВОПРОС 12. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | ВОПРОС 13. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИП | ВОПРОС 14 – Государственный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности | ВОПРОС 15. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ. |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/4-40813.html

Классификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности

Система требований к предпринимательской деятельности

Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально значимые интересы. Соответственно требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов.

Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.

Исполнения обязанностей, установленных для предпринимателей в интересах потребителей, наемных работников, самих хозяйствующих субъектов, вправе требовать от предпринимателей прежде всего лица, в интересах которых требования установлены (потребители, работники, хозяйствующие субъекты) в рамках соответствующих (гражданских, трудовых) правоотношений. Например, требовать от монополиста, оказывающего услуги (например, услуги связи) на основе публичного договора (ст. 426 ГК), заключения договора. Если услугодатель, для которого заключение договора является обязательным, уклоняется от этого, заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Заинтересованное лицо вправе обратиться одновременно в суд и в ФАС или только в ФАС с жалобой на монополиста, злоупотребляющего своим доминирующим положением в форме необоснованного отказа от заключения с ним договора. Подобное поведение монополиста означает, что при этом нарушается не только частный интерес лица, но и публичный интерес государства в создании конкурентной среды, в недопущении монополистической деятельности. Предписание в адрес монополиста о заключении договора, таким образом, является одновременно средством защиты частного и публичного интереса. Именно потому, что нарушением затрагиваются публичные интересы, за невыполнение предписания установлена административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ), а объектом правонарушения является порядок управления (указанное нарушение предусмотрено в главе 19 КоАП РФ “Административные правонарушения против порядка управления”).

В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования:

– обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке и т.д.);

– обязательные только для юридических лиц (например, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций);

– обязательные только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);

– обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты). Например, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.);

– обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц).

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования, установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления.

Например, отношения, связанные с рекламой в целом, регулируются законодательством РФ, а связанные с наружной рекламой (место ее размещения, порядок получения разрешения на ее размещение, компетенция местных органов власти в этой сфере) регулируются, поскольку это касается использования земельных участков муниципальных образований, субъектов РФ, – законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

По содержанию (характеру) предъявляемых требований различаются требования:

– социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.),

– финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.);

– производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах;

– экологические;

– противопожарные;

– санитарно-эпидемиологические;

– ветеринарные;

– антимонопольные;

– требования предоставлять статистическую отчетность и другие требования.

В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования.

1. Требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности.

Субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в качестве таковых в налоговых органах на основе Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальный предпринимателей”.

Налоговые органы регистрируют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение пять рабочих дней.

Более сложной является процедура регистрации кредитных организаций. Порядок регистрации кредитных организаций определяется также Законом РФ от 2 декабря 1990 г.

“О банках и банковской деятельности в Российской Федерации”, Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г.

N 109-И “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций”*(201).

Кредитные организации первоначально обращаются с заявлением о регистрации и пакетом соответствующих документов в Центральный банк РФ (Банк России).

Общий срок для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации или отказе в этом не должен превышать шести месяцев с даты представления всех установленных документов.

После принятия положительного решения о возможности регистрации кредитной организации ЦБ в лице Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций направляет в налоговый орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа управления кредитной организации документы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней вносит кредитную организацию в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем уведомляет ЦБ.

Центральный банк не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Фактически кредитная организация получает два свидетельства: о государственной регистрации в налоговом органе и регистрации в Банке России. Обращает на себя внимание, что Закон о банках и банковской деятельности говорит о принятии ЦБ решения о государственной регистрации кредитной организации. Правильнее было бы говорить о принятии им решения о возможности государственной регистрации, поскольку государственная регистрация кредитных организаций осуществляется налоговыми органами на основе полученных от ЦБ материалов. Полагаем, надо отличать государственную регистрацию организаций и юридических лиц налоговыми органами и учетную (ведомственную) регистрацию кредитных организаций Банком России.

Получение лицензии означает легитимацию лицензируемого вида деятельности. Лицензирование осуществляется на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

2. Требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т.е. сразу же после регистрации, получения лицензии:

– нельзя начинать деятельность, например, в сфере розничной торговли, не приобретя и не зарегистрировав в налоговом органе контрольно-кассовую технику установленных моделей, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники;

– условием введения в оборот товаров, которые должны отвечать требованиям безопасности по перечню, установленному техническими регламентами, является процедура подтверждения их безопасности в установленном порядке путем сертификации товаров, регистрации декларации о соответствии товаров требованиям безопасности*(202);

– все хозяйственные операции начиная с момента их осуществления должны быть отражены документально. Документы первичного учета хозяйственных операций составляют основу бухгалтерского и налогового учета;

– созданное акционерное общество обязано зарегистрировать первый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам (ее территориальных органах). Выпуски акций кредитных организаций регистрируются Центральным банком, его территориальными учреждениями;

– предпринимательская деятельность должна отвечать лицензионным требованиям и условиям;

– нельзя начинать и вести предпринимательскую деятельность с использованием объектов, не отвечающих экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности.

Еще до начала строительства здания, сооружаемого, например, в целях использования в качестве производственного корпуса, застройщику необходимо получить положительное заключение органа государственной экспертизы, предметом которой является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (ст. 49 ГрК РФ);

– юридические лица и индивидуальные предприниматели как работодатели обязаны обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, и другие обязанности, предусмотренные ст. 212 ТК РФ.

Большинство из указанных требований (и корреспондирующих им обязанностей) предприниматели обязаны соблюдать в процессе всей своей деятельности (выполнять лицензионные требования и условия, по ведению бухгалтерского учета, по обеспечению безопасных условий труда для работников, антимонопольные и другие требования).

3. Требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления, расширения предпринимательской деятельности. На данной стадии круг предъявляемых требований расширяется.

Так, по итогам отчетных периодов предприниматели обязаны представлять статистическую, налоговую, а юридические лица также бухгалтерскую отчетность.

По итогам налоговых (отчетных) периодов предприниматели (индивидуальные и юридические лица) обязаны платить законно установленные налоги.

Если лицо занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, оно обязано не злоупотреблять своим доминирующим положением.

При эмиссии ценных бумаг необходимо соблюдать требования о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска и другие требования.

Если предприниматели занимаются внешнеторговой деятельностью, они обязаны соблюдать требования в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и исключительными правами, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, а также требования, связанные с совершением валютных операций, предусмотренные Федеральным законом от 10 декабря 2003 г.

N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Основные требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, рассмотрены в настоящем учебнике в рамках соответствующих тем курса.

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 4993; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-34997.html

Система требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности

Система требований к предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов.

Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др.

Соответственно, в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же -к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности.

Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др.

В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др.

На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.

Понятие предпринимательского права.

Субъект предпринимательского права – это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Признаками субъектов предпринимательского права являются:

зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

наличие хозяйственной правоспособности (в науке предпринимательского права используется также понятие «хозяйственная компетенция»);

наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

– самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст.

66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ.

Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Хозяйственная правоспособность как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях – на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную правоспособность.

Наличие общей хозяйственной правоспособности дает субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной правоспособности может самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной правоспособности.

Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторых субъектов предпринимательского права закон наделяет специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г.

№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных фондов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст.

168 ГК РФ. Кроме того, хозяйственная компетенция субъектов ограничивается лицензированием.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/42236.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.