Требования для арбитражного судьи

Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Требования для арбитражного судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи 

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

3.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее – экзаменационные комиссии).

2.2. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”.

3.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы в области юриспруденции и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

•подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

•анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

•подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его копия;

•подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

•документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

4.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

5.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 – 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 Закона «О статусе судей», препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме согласно приложениям 1 и 2 к Закону «О статусе судей».

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

8.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

9.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.

Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона «О статусе судей», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации – при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона «О статусе судей», после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Источник: http://oblsudnn.ru/index.php/kadry/spisok-sudej-i-apparata-suda/trebovaniya-k-kandidatam-na-dolzhnost-sudi-i-poryadok-ikh-otbora

Осуществление правосудия арбитражными судами

Требования для арбитражного судьи
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Осуществление правосудия арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся экономической деятельности, в том числе и предпринимательской.

Российская судебная система устроена так, что каждый из видов судов имеет свою юрисдикцию. Так, арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся экономической деятельности, в том числе и предпринимательской.

Принцип осуществления правосудия только судом

Данный принцип закреплен Конституцией РФ. Согласно главному правовому документу страны только суд может осуществлять правосудие в Российской Федерации. Вышеназванный принцип повторяется во многих нормативно-правовых актах в той или иной формулировке. Существует огромное количество судов, которые осуществляют правосудие. К ним относятся:

  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Конституционный Суд РФ;
  • Судебные органы «на местах» (в районе, области, городе).

Арбитражные суды подразделяются на суды округов и суды субъектов РФ.

Так, на каждый субъект федерации обязательно приходится хотя бы один арбитражный суд, который исполняет правосудие по делам экономической сферы, а также гражданской сферы правоотношений.

Принцип осуществления правосудия только судом не может быть нарушен ни одними другими органами, поскольку судебные полномочия возложены исключительно на суды Российской Федерации.

Система судов арбитража в РФ

Система арбитражных судов состоит из нескольких судов, полномочия одних из которых ниже, чем полномочия других. Цепочка выглядит так (от высших к низшим):

  • Высший Арбитражный Суд;
  • арбитражные суды округов (суды федерального уровня);
  • апелляционные суды;
  • суды первой инстанции («на местах»).

При этом если оспаривается решение арбитражного суда, работающего «на месте», то дело идет по цепочке вверх – сначала в апелляционный суд, затем в суд округа, потом в Высший Арбитражный Суд, и при неудовлетворительности решения, – в Верховный Суд РФ.

То есть изначально пересматриваются дела арбитражными судами, только разной степени ответственности.

Примечательно, что суды первой инстанции не вправе при вынесении решения опираться на доказательства, несущие заведомо ложные данные, а при уличении их в этом Высший Арбитражный Суд вправе направить жалобу в Верховный суд РФ с требованием роспуска состава судей конкретного суда.

Судебный надзор за арбитражными судами

Вопросы контроля деятельности и исполнения существующих норм законодательства арбитражными судами возложены на Верховный Суд РФ. Именно Верховный Суд является высшим судебный органом, который не только исполняет контролирующую функцию, но и пересматривает дела других судебных инстанций при необходимости.

Так, если в ходе арбитражного процесса судья выносит решение в пользу одной из сторон, другая сторона вправе подать заявление на пересмотр дела. Изначально пересматривает конкретное дело Высший Арбитражный Суд, а при неудовлетворительности его решения – Верховный Суд РФ.

Кроме того Верховный Суд РФ не только вправе, но и обязан контролировать деятельность арбитражных судов, проводить проверки на предмет выявления нарушений, требовать исполнения своих решений и предписаний. Арбитражные судьи не вправе игнорировать требования Верховного Суда, обязаны неукоснительно соблюдать его решения.

Верховный Суд не относится к арбитражным судам, является самостоятельным судебным органом, основная задача которого контроль в сфере судебного производства, его законности и правомерности.

Требования к судьям арбитражных судов субъектов РФ

Для утверждения гражданина в качестве арбитражного судьи мало только высшего юридического образования. Законодательно утвержден перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность. К требованиям относятся:

  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие второго гражданства и вида на жительство за пределами страны;
  • полная дееспособность;
  • 25-летний возраст;
  • трудовой стаж в юридической сфере не менее 5 лет;
  • отсутствие учета в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • отсутствие заболеваний, являющихся основанием для невозможности занятия должности судьи.

Граждане, получившие статус арбитражного судьи, ограничиваются в своей деятельности. На законодательном уровне утвержден и действителен перечень требований, который обязан соответствовать арбитражный судья. К таким требованиям относятся:

  • отсутствие должности в любой сфере;
  • отсутствие занятий любой оплачиваемой деятельностью (исключение – педагогическая, научная, творческая);
  • отсутствие партийности, т.е. судья не может принадлежать и быть представителем какой-либо партии, высказывать свое мнение о партиях и политике в целом;
  • отсутствие личных вкладов за пределами государства;
  • невозможность разглашения сведений, относящихся к материалам рассматриваемых дел;
  • невозможность получения по занимаемому положению вознаграждения.

Назначение на должность судей, председателей, заместителей председателей арбитражных судов

Назначение на должность арбитражного судьи, а также его председателей и заместителей происходит только по решению арбитражной квалификационной комиссии судей, которая созывается каждый раз, когда появляется кандидат на одну из должностей. К председателям и заместителям председателей требования не такие высокие, как к самим судьям, однако и они должны быть выполнены. К таким требованиям относятся:

  • возраст от 25 до 70 лет;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие поданного на кандидата заявления в органы внутренних дел;
  • трудовой стаж в экономической, юридической или управленческой сфере не менее 5 лет;
  • отсутствие государственной должности;
  • дееспособность в полном объеме.

Назначение судей арбитражных судов осуществляется непосредственно Президентом РФ, но список на назначение подается и составляется Верховным Судом РФ. Председатели арбитражного суда и их заместители рассматриваются квалификационной комиссией, а затем готовый список передается на утверждение в Верховный Суд РФ.

Функции арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды, как и любые органы власти, осуществляют определенные функции. Так, к таким функциям относятся:

  • предупредительные меры для осуществления действующих норм законодательства;
  • осуществление международных связей;
  • разрешение споров с экономической основой;
  • статистический учет своей деятельности.

Арбитражный суд обязан предупреждать нарушения законодательства, осуществлять контроль за исполнением действующих норм в вопросах предпринимательской и экономической деятельности, а также действовать при необходимости в рамках международных отношений. Например, тогда, когда одной из сторон дела выступает представитель иностранного государства, независимо от его статуса и принадлежности, то есть будь то физическое или юридическое лицо.

Арбитражные суды и их статус

Арбитражные суды выведены в отдельную категорию судебных органов для того, чтобы их деятельность и работа осуществлялась по одному направлению – рассмотрению экономических или предпринимательских дел.

Существуют ситуации, когда арбитражные суды вправе рассматривать не только предпринимательские дела, но и гражданские. Как показывает практика, происходит это тогда, когда у дел есть экономическая подоснова.

Арбитражные суды подведомственны только вышестоящим органам, а также Верховному Суду РФ, неукоснительно следуют его рекомендациям и требованиям.

Несмотря на это арбитражные суды вправе взаимодействовать с другими видами судебных органов, учитывать их рекомендации, однако также вправе и не исполнять их требования, если последние противоречат действующим нормам. При этом арбитражные суды не вправе противоречить судам конституционным или высшим арбитражным.

О правосудии арбитражных судов рф и его осуществлении

Осуществление правосудия арбитражным судом регламентируется нормативно-правовыми актами, которые являются сопутствующими дополнениями к Арбитражно-процессуальному кодексу России. Основная часть исковых заявлений, которые рассматриваются в рамках компетенции арбитражных судов, относится к делам предпринимательским и экономическим.

Главной целью арбитражных судов является рассмотрение всех обстоятельств дела и вынесение правомерного и справедливого решения.

При этом при вынесении решения судья арбитражного суда руководствуется всеми доступными нормативными документами, законами, подзаконами и прочими материалами, которые относятся к каждому конкретному делу.

Так, нередки случаи, когда экономический спор тесно связан с гражданским или налоговым правом.

И для вынесения справедливого, законного решения судьи арбитражных судов всегда опираются на законы всех затрагиваемых правовых отраслей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/osushhestvlenie-pravosudiya-arbitrazhnymi-sudami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.