Защита и охрана прав предпринимателей

Содержание

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ

Защита и охрана прав предпринимателей

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 27 настоящего Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Положения настоящего Федерального закона в отношении экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, применяются с 1 июля 2009 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2008 г. N 266, в “Парламентской газете” от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июня 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/12164247/

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его Аппарат

Защита и охрана прав предпринимателей
Профилактика коронавируса в Подмосковье

Основными задачами Уполномоченного являются:

  1. защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  2. осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления) и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области;
  3. взаимодействие с предпринимательским сообществом Московской области;
  4. содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  5. участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Функции Уполномоченного

  1. рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Московской области, и жалоб субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены в Московской области, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности;
  2. осуществление сбора, изучения и анализа информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на основании материалов, представляемых органами государственной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, обращений граждан и организаций, обобщение и анализ жалоб (заявлений) и иных обращений предпринимателей;
  3. информирование населения Московской области о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, деятельности Уполномоченного;
  4. подготовка докладов о деятельности Уполномоченного, докладов по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

Права Уполномоченного

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный имеет право:

  1. запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у их должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
  2. обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
  3. направлять в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;
  4. направлять Губернатору Московской области мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти Московской области;
  5. участвовать в обсуждении концепций и разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности на территории Московской области, давать заключения на них;
  6. участвовать и выступать с докладами на заседаниях Московской областной Думы, ее комитетов и иных рабочих органов, в депутатских слушаниях и иных мероприятиях, организуемых Московской областной Думой, заседаниях Правительства Московской области, коллегиальных органах, образуемых исполнительными органами государственной власти Московской области;
  7. содействовать координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории Московской области, по защите прав и законных интересов предпринимателей;
  8. организовывать совещания по вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций;
  9. беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Московской области, организации по вопросам своей деятельности при предъявлении удостоверения;
  10. обращаться в органы прокуратуры и правоохранительные органы с информацией о фактах нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  11. принимать в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами, действия которых обжалуются, с другой стороны;
  12. принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
  13. организовывать проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по проблемам, связанным с обеспечением защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
  14. инициировать создание грантовых программ по проблемам, связанным с обеспечением защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, принимать участие в их составлении и определении победителей конкурсов;
  15. привлекать для осуществления деятельности по защите прав и законных интересов предпринимателей экспертов и специалистов;
  16. образовывать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, а также привлекать для участия в их деятельности представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  17. осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Источник: закон № 1/2014-ОЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и о внесении изменения в Закон Московской области „О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области“».

Источник: https://mosreg.ru/pravitelstvo/gosudarstvennye-organy/gosudarstvennye-organy-ne-vkhodyashchie-v-sostav-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-1/upolnomochennyy-po-zashchite-prav-predprinimateley

Защита прав предпринимателей в 2021 году: в чем заключается

Защита и охрана прав предпринимателей

Предприниматели являются участниками множества правоотношений, что всегда ставит их перед опасностью, что в какой-то ситуации их права могут быть нарушены. Поэтому защита прав предпринимателей является необходимой сферой знаний, которые стоит постигать с самых первых шагов в бизнесе.

Правовая сфера предпринимательства

Что это такое – права предпринимателя? Сразу отметим, что это весьма сложная юридическая конструкция, состоящая из следующих элементов:

  • Имущественные права – совокупность всех прав на материальные активы, а также результаты по заключенным в процессе предпринимательской деятельности сделкам.
  • Неимущественные права – представляют собой права на нематериальные активы, например, деловая репутация, авторские права.
  • Организационные права – включают все права, которые связаны с организацией собственного дела, к примеру, право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Дополнительно к данным правам, предприниматель имеет право на защиту своих интересов как гражданин РФ, однако, защита их лежит за пределами предпринимательской деятельности.

К содержанию

От кого защищать предпринимателя

Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:

  • От противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур. В данном случае существует законодательная основа защиты в виде различных инструкций, регламентов, положений и т.д. К примеру, на данный момент в России действует обязательная процедура предварительного уведомления предпринимателей о предстоящей проверке надзорными и контролирующими органами, также существует законодательный запрет на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
  • От противоправных действий персонала – здесь меры правовой защиты, предусмотренные трудовым законодательством сочетаются с дополнительными мерами, например, проверка кандидатов, установка технических средств слежения за персоналом. Например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома.
  • От противоправных действий контрагентов – тоже в большей степени обеспечиваются существующими нормами гражданского законодательства, но могут дополняться и иными мерами информационно-правового характера. К примеру, предприниматель составляет договор с учетом положений ГК РФ, где указываются все формы ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств, в то же время он может из открытых источников проверить благонадежность контрагента, установив подлинность представленных документов, получив отзывы от других партнеров.
  • От противоправных действий конкурентов – защита как на уровне законодательства, например, закон о защите конкуренции, существование Федеральной антимонопольной службы, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
  • От противоправных действий клиентов – сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, а также введение дополнительных мер обеспечение безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
  • От противоправных действий злоумышленников – чаще всего это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении ТМЦ преступных деяний. Здесь также осуществляется защита, как на уровне законодательства, так и на уровне самого предпринимателя, формирующего определенный уровень безопасности.

К содержанию

Как защищать права предпринимателя

Действующее законодательство предусматривает две большие группы вариантов защиты прав предпринимателей, которые они могут применять в своей деятельности без каких-либо ограничений.

Во-первых, предупредительная защита – это меры досудебного урегулирования конфликтов, а также принятия охранительных мер.

К ним относятся: процедуры переговоров, подписания протоколов разногласий, подача заявлений и жалоб в государственные надзорные органы, нотариальное свидетельствование документов и т.д.

С недавних пор перечень вариантов досудебной защиты интересов предпринимателей пополнился возможностью проведения процедуры медиации, когда для разрешения конфликта приглашается третья сторона – медиатор, который должен помочь сторонам выявить точки взаимодействия и тем самым разрешить конфликт.

К данной группе защиты прав предпринимателей также относятся мероприятия, направленные на исключение ситуаций нарушения прав: составление договоров, законодательное регулирование различных процедур в отношении предпринимателей, например, проведения проверок.

В некоторой степени сюда можно отнести и локальные нормативные акты, издаваемые предпринимателем, такие, как положение о коммерческой тайне, соглашение о полной материальной ответственности, подписываемое сотрудниками и т.д.

Также некоторые источники относят к данной группе детективные и охранные услуги, которыми может воспользоваться предприниматель, например, для обеспечения сохранности своего имущества или пресечения попытки проникновения в коллектив недобросовестных сотрудников.

Таким образом, способы предупредительной защиты прав предпринимателей чрезвычайно широки и позволяют выработать каждому необходимый комплекс мероприятий по отстаиванию своих интересов.

Во-вторых, судебная защита, гарантированная Конституцией РФ. Судебная защита прав предпринимателей может осуществляться в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также третейских судах, созданных при различных объединениях предпринимателей.

При нарушении любого права предприниматель вправе обратиться с иском в суд соответствующей инстанции, в ходе судебного заседания он может пользоваться всеми правами, предусмотренными Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, истца или ответчика, в зависимости от того, в качестве кого он участвует в процессе. При этом предприниматель может защищать свои права как самостоятельно, так и с помощью квалифицированных юристов, в том числе адвокатов.

К содержанию

Перспективы развития системы защиты прав предпринимателей

Несмотря на то, что вариантов защиты прав предпринимателей на сегодняшний день достаточное количество, многие аналитики отмечают, что существующая система недостаточно эффективна.

Причин здесь множество:

  • не всегда совершенное законодательство;
  • малопродуктивная деятельность судебной системы в этом вопросе;
  • слабая правовая грамотность в предпринимательской среде, особенно среди представителей малого бизнеса.

Все это приводит к тому, что предприниматели не всегда осознают, что их права нарушены, а тем более часто не имеют представления, как их можно защитить. Значительное число юристов и предпринимателей сходятся во мнении, что необходимо разработать специальный «Закон о защите прав предпринимателей», который объединит в себе разрозненные нормы права по данному вопросу.

Также в него стоит включить многочисленные решения и разъяснения Верховного Суда РФ по делам, связанным с предпринимательством. Это позволит самим предпринимателям более четко осознавать свои права и возможности по их отстаиванию, а правоприменительным и судебным органом даст инструмент более оперативного рассмотрения вопросов нарушения прав представителей бизнес-сообщества.

Принятие такого закона вполне возможно, так как руководство страны в последнее время все более пристально следит за деятельностью бизнеса, в том числе и формирует для него комфортные условия.

Так, весьма заметным шагом стало создание в администрации президента РФ поста уполномоченного по защите прав предпринимателей, что свидетельствует о взятом правительством курсе на поддержку бизнеса, в том числе и на формирование более совершенной системы защиты его интересов.

К содержанию

О защите прав предпринимателей:

Источник: https://ipinform.ru/otchetnost-i-uchet/pravovye-aspekty/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Защита прав предпринимателей

Защита и охрана прав предпринимателей

Субъективное право на защиту – это право, юридически закрепленное за физическим/юридическим лицом и дающее ему возможность восстанавливать свои нарушенные права и интересы, используя меры правоприменительного характера, или пресекать противоправные действия третьих лиц, способствующие такому нарушению.

Предметом правовой защиты в сфере предпринимательской деятельности являются оспариваемые или нарушенные права и интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Предприниматели обеспечены правом на защиту наравне с другими субъектами правоотношений, их деятельность охраняется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства.

Под защитой прав предпринимателей, таким образом, следует понимать комплекс нормативно установленных механизмов, призванных признавать и/или восстанавливать нарушенные права и интересы предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных законодательно закрепленных способов защиты. 

 Способы защиты прав предпринимателей

Для воздействия на нарушителей законных прав предпринимателей применяются закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера – способы защиты прав предпринимателей, – цель которых – признание и/или восстановление оспариваемых или нарушенных прав.

Общий перечень способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Классифицируя способы защиты прав предпринимателей по содержанию юридических действий, их можно разделить на:

1. Материально-правовые – меры по защите предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами материального права. В зависимости от цели применения они делятся на следующие группы:

а) штрафные (направлены на непосредственное применение санкций в отношении нарушителя):

  • взыскание неустойки (ст.ст. 330–333, 394 ГК РФ);
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • конфискация (ст. 243 ГК РФ).

б) восстановительные (направлены на признание определенных прав за субъектом предпринимательской деятельности и/или восстановление положения, существовавшего до нарушения права):

  • признание права;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
  • возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ);
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 396 ГК РФ).

в) пресекательные (направлены на принудительное прекращение противоправных действий в отношении интересов предпринимателей или на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов указанных лиц):

  • признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным (ст. 13 ГК РФ);
  • неприменение акта указанного органа в судебном порядке при его противоречии законодательству РФ.

2. Процессуальные – способы защиты прав предпринимателя при рассмотрении его спора в судебном порядке. К ним относится право на:

  • установление в договорном порядке компетентного органа по разрешению спора (например, третейские суды);
  • обращение к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей (например, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (см. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

3. Самостоятельный способ защиты прав предпринимателя – допускается законодательством (ст. 14 ГК РФ) при условии его соразмерности правонарушению. Самозащита может применяться не только в случае восстановления уже нарушенного права, но и как мера превентивного характера по предупреждению угрозы нарушения прав субъекта предпринимательской деятельности.

Формы защиты прав предпринимателей

Осуществление способов защиты прав предпринимателей происходит в определенных формах, представляющих собой процесс применения правовых норм, результатом которого является признание права, пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения права. Защита прав предпринимателей возможна в двух формах:

1. Судебная форма – основывается на деятельности уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, к которым обращается предприниматель в случае нарушения его законных прав и интересов неправомерными действиями. Судебная форма защиты осуществляется через:

а) Конституционный Суд Российской Федерации. Предприниматель вправе обратиться в данный суд, оспаривая неконституционностьактов органов государственной власти, актоворганов местного самоуправления, с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод.

Следует отметить, что подача жалобы на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов возможна лишь в случае, если вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, содержание которых нарушает конституционные права и свободы заявителя, основаны на этом законе.

б) Арбитражные суды. По общему правилу, ими разрешаются споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами (ст. 1, 2 АПК РФ), за исключением споров, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью (п. 13 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

в) Суды общей юрисдикции. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд общей юрисдикции для восстановления прав по утраченным ценным бумагам (пп. 7 п. 1 ст.

262 ГПК РФ); с заявлением о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, если указанным действием, соответственно, нарушаются его права (ст. 310 ГПК РФ).

Также суду общей юрисдикции подведомственны споры, в которых несколько исковых требований объединены и часть требований подведомственна суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

2. Внесудебная форма. Защита прав предпринимателей может также осуществляться вне рамок судопроизводства в следующих формах:

а) Третейский суд.

Спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду (кроме споров, вытекающих из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве), споров, связанных с недвижимым имуществом)  может быть передан в третейский суд – негосударственный орган, в который вправе обратиться предприниматели за разрешением возникшего спора и защитой своих прав при наличии в договоре, регулирующим их взаимоотношения, специальной третейской оговорки или посредством заключения отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Характерной чертой процесса в ходе третейского разбирательства является широкое применение усмотрения сторон, что повышает степень доверия к назначаемым арбитрам, создает условия для более оперативного рассмотрения дела.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) –  самостоятельный, постоянно действующий третейский суд, деятельность которого регламентирована Законом РФ от 07.07.

1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Им рассматриваются споры, вытекающие из внешнеторговой деятельности российских и иностранных предприятий, а также споры, подведомственность которых МКАС определена международными договорами РФ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/pravovoe-soprovozhdenie/929-zashchita-prav-predprinimatelej

Защита прав и интересов предпринимателей

Защита и охрана прав предпринимателей

Наверняка многих людей, которые планируют заниматься бизнесом, интересует вопрос о том, как возможно защитить права предпринимателей. В данной статье будут рассмотрено понятие «охрана права», «защита прав предпринимателей» а также способы и формы защиты законных прав и интересов ИП.

Понятие охраны и защиты прав предпринимателей

Для того чтобы лучше разобраться в вопросе, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что термины «защита права» и «охрана права» — не одно и то же.

Охрана права — более широкое понятие, которое предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение интересов охраняемого субъекта.

Правовая охрана — это совокупность гарантий со стороны государства, которые связаны с ограничениями или запретами на совершение определенных действий против субъекта охраны на основе нормативно-правовых актов. Одним из направлений деятельности охраны права является профилактика (предупреждение) правовых нарушений.

Предметом защиты в данном случае (в сфере предпринимательства) выступают оспариваемые или нарушенные права и интересы предпринимателей.

Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных в нормативном порядке механизмов, которые призваны признавать и восстанавливать нарушенные права (интересы) предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных способов защиты на законодательном уровне.

Нарушители законных прав и интересов предпринимателей привлекаются к юридической ответственности. По отношению к нарушителям применяются механизмы по исполнению этих мер (по практической реализации).

Способы защиты прав предпринимателей

Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера. Целью применения этих мер является признание (или восстановление) оспариваемых (или нарушенных) прав предпринимателя. В результате применения данных действий происходит воздействие на нарушителя законных прав.

1. Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — комплекс мер для защиты прав и интересов предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами (материального права).

По целям материально-правовые способы защиты прав предпринимателей делятся на такие группы:

  • восстановительные;
  • штрафные;
  • пресекательные.

Восстановительные способы защиты прав предпринимателей направлены на признание определенных прав за субъектом и (или) на восстановление его прав (до нарушения).
К восстановительным способам относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной (с устранением последствий);
  • признание права;
  • возмещение убытков и компенсации (например, за нанесение морального ущерба).

Штрафные способы защиты прав предпринимателей предусматривают применение установленных мер ответственности (санкций) по отношению к нарушителю прав за противоправное поведение.

К штрафным способам относятся:

  • обращения по конфискации;
  • обращения по взысканию неустойки (процентов).

Пресекательные способы связаны с прекращением противоправных действий в принудительном порядке.

К пресекательным способам относятся:

  • признание акта государственного органа не действительным;
  • не применение в судебном порядке акта государственного органа, который противоречит действующему законодательству РФ.

2. Процессуальные способы обеспечивают защиту прав предпринимателей при рассмотрении споров, касающихся нарушенных прав.

К процессуальным способам относятся:

  • право установления компетентного органа при разрешении споров (в договорном порядке);
  • право обращения к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей.

3. Самостоятельные способы защиты прав предпринимателей предусмотрены статьей 14 ГК РФ. В статье идет речь о том, что способы самозащиты соразмерны нарушению. Они не должны выходить за пределы действий для пресечения правонарушения.

Применение статьи 14 возможно не только в ситуациях, когда права предпринимателя были нарушены, но и во всех прочих случаях.

Предприниматель имеет право на осуществление превентивных мер, которые смогут обеспечить ему защиту от потенциальных посягательств.

Формы защиты прав предпринимателей

Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.

Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.

К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:

  • нотариальная защита;
  • досудебное урегулирование споров;
  • третейское разбирательство.

Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:

  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов;
  • Конституционного Суда РФ.

Тоже может быть полезно:

Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://tbis.ru/pravo/zashhita-prav-predprinimatelej-formy-i-sposoby

Защита прав предпринимателей в России, куда обращаться? Советы +

Защита и охрана прав предпринимателей

Права предпринимателей могут быть нарушены, так как они являются участниками разных правоотношений в различных ситуациях. Поэтому важно с самого начала знать о защите прав предпринимателей.

По Гражданскому Кодексу РФ способами защиты прав предпринимателей могут быть, например, признание права на что-то, признание сделки неправомерной, взыскание убытков или неустойки.

Способы могут использоваться и отдельно и вместе.

Угрозы в предпринимательском деле

Отстаивание прав предпринимателей – это довольно сложный юридический процесс, который состоит из таких элементов, как имущественные права на материальные активы, неимущественные права, это, прежде всего авторские права, репутация предпринимателя.

Можно отметить еще и организационные права, то есть право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Каждый человек имеет право на защиту своих интересов, как гражданин России, но это не касается предпринимательской деятельности.

Потенциальные угрозы для предпринимателей можно разделить на такие составляющие:

Противоправные действия государственных и муниципальных структур. Есть определенные законодательные основы в виде инструкций, регламентов, положений.

Сейчас в России перед проверкой предпринимателя есть обязательный для всех процесс предварительного уведомления его о проверке контролирующими органами, и нельзя в течение первых трех лет планово проверять с момента регистрации.

Противоправные действия персонала. Здесь предприниматель по закону может проверить кандидата на вакантное место, установить средства слежения за сотрудниками.

Подписать договор о материальной ответственности персонала, проверить на подлинность предоставляемый диплом.

Противоправные действия контрагентов. Здесь защита прав обеспечивается гражданским законодательством.

Дополнительными мерами может быть составление договоров с прописанием всех форм ответственности сторон при неисполнении своих обязательств.

Пред началом работы с контрагентом можно проверить его благонадежность, получив отзывы о его работе от других компаний, проверить подлинность документов.

Противоправные действия конкурентов. Помимо законодательной защиты в виде закона о конкуренции, работы антимонопольной службы, есть еще и коммерческая тайна.

Противоправные действия клиентов. Здесь помимо законов можно усилить меры безопасности, например, установить видеонаблюдение за клиентами при покупках.

Защита прав предпринимателей

По существующему законодательству есть несколько вариантов защиты прав бизнесменов для применения в деятельности без различных ограничений.

Первое — это так называемая предупредительная защита, когда конфликты урегулируются до суда, и принимаются охранительные меры.

К ним можно отнести переговоры, разработку протоколов по разногласиям, написание заявлений и жалоб в надзорные органы и другое.

Также недавно стала возможной такая процедура досудебной защиты, как медиация, когда в конфликте принимает участие 3-я сторона – медиатор, он помогает спорящим сторонам найти понимание и взаимодействие для разрешения конфликта.

Также к мерам защиты прав предпринимателей можно отнести и мероприятия, которые направлены на предупреждение ситуаций с нарушением прав. Это заключение договоров, проведение проверок, то есть регулирование предпринимательских процедур с помощью закона.

Соглашения о материальной ответственности сотрудников, коммерческая тайна – все это тоже относится к мерам защиты прав предпринимателей.

Сюда можно отнести и услуги охранных групп, которые охраняют имущество организации, проверяют всех кандидатов на должность, чтобы в коллективе не появился недобросовестный сотрудник.

Второе — это судебная защита прав предпринимателей по законодательству и Конституции РФ.

Здесь Судебная защита включает в себя защиту интересов в судах общей юрисдикции, арбитражных, которые могут быть созданы объединениями предпринимателей.

Если были нарушены права предпринимателя, то он может подать иск в суд определенной инстанции для пользования своими правами по Гражданским или Арбитражным кодексам РФ.

Предприниматель может быть истцом, ответчиком в судебном процессе. Отстаивать свои права предприниматель может самостоятельно и при помощи юриста необходимой квалификации.

Система защиты прав предпринимателей и ее развитие в России

При анализе существующей системы защиты прав предпринимателей можно сказать, что она недостаточно эффективна, хотя сейчас есть достаточное количество ее вариантов.

Причинами такого несоответствия может быть:

  • несовершенное законодательство;
  • недостаточно эффективная работа судебной системы по данному направлению;
  • недостаточная правовая грамотность самих предпринимателей среднего и малого бизнеса.

Поэтому предприниматели иногда даже не понимают, что их права нарушены, и часто не знают, как же их защищать.

Возможно, все разбросанные нормы права по этому вопросу нужно как-то объединить в единый закон по защите прав предпринимателей с включением туда разъяснений Суда РФ по уже прошедшим делам по предпринимателям.

Это позволит судам более скоро рассматривать вопросы по нарушению прав предпринимателей и бизнесменов, а самим предпринимателям даст возможность осознать свои права.

В администрации президента России теперь есть уполномоченный по защите прав предпринимателей, значит, у правительства есть курс на поддержание бизнеса.

Источник: https://onlineserviceip.ru/vedenie-ip/otchetnost/zashhita-prav-predprinimatelej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.